Развитие беспилотной авиации, включая обретшие небывалую популярность дроны разных видов, идет семимильными шагами. В Татарстане цифровизация всего и вся тоже поспевает за этими новыми и чрезвычайно полезными технологиями. А вот правовое поле применения этой техники, как это частенько бывает, не успевает угнаться за практикой. Вот и законодательство в этой сфере владычества дронов и роботов нуждается в усовершенствовании. И наша республика может послужить здесь примером для других субъектов Российской Федерации.
Государственный Совет Татарстана поддержал обращение Правительства Республики Татарстан об установлении в Иннополисе экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем. Решение принято на 40-м заседании Государственного Совета РТ VI созыва, состоявшемся сегодня.
Другие-то уже летают
Поясним на конкретном примере, для чего Татарстану потребовалось обратиться к федеральному правительству с этим предложением о поправках в законодательстве. Обращение к федералам представил депутатам парламента председатель Комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин.
По его словам, сейчас предлагаемый экспериментальный правовой режим уже действует в Томской области, Камчатском крае, Ханты-Мансийском, Чукотском и Ямало-Ненецком автономном округах. В этих регионах проходит эксперимент с доставкой беспилотными воздушными судами грузов от 10 килограммов на расстояния в сто и более километров вне населенных пунктов.
Наши парламентарии предлагают разрешить использование грузовых дронов в городах. На первых порах – в относительно малолюдном татарстанском городе молодых ученых Иннополис. Чувствуете разницу? Одно дело – запускать дроны с грузами над бескрайними просторами Чукотки и другое дело – он полетит над головами прохожих прямо над улицами городов, пусть и малых. Это говорит об уверенности в надежности беспилотных летательных аппаратов, произведенных как раз в том самом продвинутом Иннополисе.
- Предлагаемый на территории Иннополиса эксперимент предусматривает использование беспилотных аппаратов с максимальной взлетной массой менее 30 килограммов для выполнения авиационных работ и перевозки грузов в интересах мэрии Иннополиса и других заказчиков, — пояснил Александр Тыгин.
Однако решение об установлении экспериментальной площадки принимается Правительством России на основании заключения высшего исполнительного органа субъекта с учетом позиции законодательного органа.
- Просим парламент такое решение поддержать, чтобы экспериментальный режим установить, — обратился за поддержкой к депутатскому корпусу республики инициатор обращения.
Здесь Иннополис снова будет первым
В прошлом году в Иннополисе решением Правительства России установлен экспериментальный правовой режим для высокоавтоматизированных транспортных средств первой и второй категорий в целом, напомнил депутат.
- Это была инициатива компании «Яндекс», которую мы поддержали. И сегодня представлена еще одна инициатива Центра организации движения беспилотных транспортных средств по установлению в городе Иннополис специальной пилотной зоны для тестирования перспективных технологий широкого применения беспилотных авиационных систем, — отметил Тыгин.
- Беспилотная аэрологистика в современных условиях становится одним из самых перспективных направлений инновационного развития. Однако наличие нерешенных вопросов технологического и нормативного характера тормозит динамичное развитие рынка этих цифровых услуг. Выработать приоритетные технологии и нормативные подходы к регулированию этой сферы без экспериментов на конкретных территориях невозможно, — указал Александр Тыгин на неотложную необходимость изменения в законодательстве, заодно обрисовав манящие перспективы неумолимой поступи технического прогресса.
Кстати, перед началом заседания Госсовета Татарстана этот вопрос уже рассмотрели депутаты Комитета ГС РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию, а также Комитета ГС РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству с участием вице-премьера РТ Романа Шайхутдинова и мэра Иннополиса Руслана Шагалеева.
Так вот, по мнению Шайхутдинова, установление нового экспериментального правового режима по эксплуатации беспилотных воздушных судов в очередной раз подтвердит статус Иннополиса в качестве площадки для тестирования новых технологий и повысит эффективность государственного и муниципального управления в части цифровизации.
- Также это позволит упростить процедуры выдачи разрешения на полеты беспилотных воздушных средств и простимулирует рост числа российских компаний, появление новых сервисов и продуктов, — пояснил заместитель Премьер-министра республики.
А сколько миллиардов рублей может получить Татарстан из воздуха?
Потенциальный объем рынка услуг для логистических дронов в России – 70 млрд рублей, добавил, в свою очередь, Шагалеев.
- Главная особенность экспериментального правового режима в Иннополисе в том, что он будет введен на территории населенного пункта. Это даст возможность испытывать городскую аэромобильность и позволит реализовывать потенциал производителей БПЛА, — подчеркнул мэр города новых идей.
Председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин с одобрением прокомментировал обращение парламентариев о необходимости внести изменения в сфере «дронового» законодательства.
- Нам обязательно надо его поддержать. Тем более, что на минувшей коллегии Минцифры РТ мы увидели, какие у нас в Татарстане прекрасные беспилотники делают, вовсю и удачно экспериментируют с этими видами летательных аппаратов. Это весьма интересно! А приехавшие на коллегию в Казань эксперты из Москвы и других городов с восторгом отметили, что Татарстан далеко ушел вперед от многих субъектов Российской Федерации по цифровизации и в частности, по производству беспилотных летательных аппаратов. Правда, дальность полета у наших татарстанских пока небольшая и килограммов они поднимают немного. Но для специальных военных операций их уже можно использовать, также их сфера применения – и народное хозяйство.
Отзыв даем положительный, парламент Татарстана будет поддерживать обращение в органы федеральной власти о необходимых и назревших изменениях в законодательстве в этой сфере, – дал «добро» спикер парламента.
Депутаты Государственного Совета обращение инициативной группы поддержали единодушно.