Сегодня в России происходит поворот к позитивному восприятию многих исторических событий и патриотическому воспитанию. Наметилась тенденция более ответственного отношения к политическим, экономическим и культурным достижениям Советского государства, создателем которого был Владимир Ильич Ленин.
Ленин — знаковая фигура в мировой и отечественной истории. Это признавали и его сподвижники-марксисты, и его противники. Вот как отзывался о нем французский писатель Ромен Роллан: «Я придаю огромное значение великим личностям и горячо восторгаюсь личностью Ленина. Я не знаю более могучей индивидуальности в современной Европе». «Нужно быть сумасшедшим, чтобы не признать величия Ленина. Собрать в единое целостное государственное образование погрязшую в анархии, подстерегаемую со всех сторон контрреволюцией, до смерти вымотанную Россию — это достижение, равное которому вряд ли можно найти в истории. Отношение к личности В. И. Ленина — это и показатель нашей цивилизованности, уважения к собственной культуре», — писал Карл Каутский. «Идейно мы с Владимиром Ильичом Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нем как о человеке добрейшей и поистине христианской души» (Патриарх Московский Тихон).
После Ленина осталось много воспоминаний, по которым можно создать любой его образ в зависимости от поставленной цели. Уроки истории показывают, что любой политик мирового масштаба не может восприниматься однозначно — только положительно или только отрицательно. Его деятельность оценивается всесторонне, с учетом вектора исторического развития. Для понимания и наиболее полного представления о Ленине как о выдающемся политике, известном философе, талантливом организаторе необходимы знания о среде и условиях, в которых жил Владимир Ильич, о взаимоотношениях в семье и его ближайшем окружении, причинах тех или иных поступков и многих других факторах, формирующих личность.
Этим и занимаются музеи Ленина с их подлинными документами, мемориальными коллекциями, уникальными экспозициями, профессиональными сотрудниками.
В качестве примера приведу казанский Дом-музей В. И. Ленина, уникальный, сохранивший подлинную атмосферу второй половины ХIХ века. Музей мемориальный, здесь жил Владимир Ильич со своей семьей в 1888–1889 годах, здесь происходили важные события, определившие его жизненный путь: первое участие в студенческом выступлении (сходке) и запрещенных марксистских кружках, первая ссылка и первое знакомство с «Капиталом» К.Маркса. Для посетителя это место встречи с исторической личностью, где музейная экспозиция подробно освещает весь казанский период жизни Ленина, знакомит с малоизвестными и неизвестными широкой общественности сведениями, а также с историей казанских родственников, которая началась задолго до рождения Владимира Ильича — с его деда по линии матери Александра Дмитриевича Бланка. В вопросах, связанных с А. Д. Бланком, много домыслов и противоречий, но документальные исследования музея позволили достоверно определить некоторые факты его биографии, а подлинные экспонаты — дать характеристику его личности.
Музейные экспозиции рассказывают о родителях Владимира Ильича. Его отец Илья Николаевич Ульянов, вышедший из низшего сословия, окончил Императорский Казанский университет и стал выдающимся просветителем и организатором народного образования. Он был примером для своих детей, а его награды, от гимназической медали до правительственных орденов, производят сильное эмоциональное впечатление, которое дополняет знакомство с подлинной, ранее неизвестной рукописью, составленной по рассказам Никифорова, ученика Ильи Николаевича, о выдающемся таланте своего педагога. В музее можно узнать и об уникальной системе домашнего образования, разработанной родителями: это навыки скорочтения и вертикального чтения, особые приемы изучения иностранных языков. Это позволило детям Ульяновых оканчивать учебные заведения с глубокими знаниями и гимназическими наградами.
Первый опыт политической борьбы и начало формирования революционного мировоззрения Ленина связаны с Казанью. Изучение этого вопроса позволило нам наглядно в документах показать причину студенческих волнений, объяснить, как и почему способные, талантливые молодые люди становились революционерами. Впервые представлен полный список участников сходки казанских студентов 4 декабря 1887 года с описанием биографии и дальнейшей судьбы юных бунтарей.
Особое значение для раскрытия образа Ленина как человека и будущего политического деятеля имеет мемориальная экспозиция — квартира, где жила семья Ульяновых. Здесь сохранена подлинная обстановка, в которой находился Владимир Ильич, личные предметы, материалы, архивные документы, раскрывающие факты его жизни, занятия и увлечения. Атмосфера квартиры производит впечатление даже на людей, скептически настроенных к Ленину. В целом музейная обстановка дает возможность всем, кто интересуется историей России, сделать самостоятельную оценку роли Ленина в истории ХХ столетия.
В формировании образа Владимира Ильича Ленина музеи обладают особыми возможностями, связанными с установлением связей с потомками и использованием в просветительской работе их семейных архивов, воспоминаний, предметов из личных коллекций. Эти предметы имеют историческое, художественное и эстетическое значение. Полученные таким образом сведения о личности Владимира Ильича используются в создании экспозиций и тематических выставок, разнообразных музейных программ. При этом учитывается, что надо стремиться восстановить подлинную историю, а не создавать новые стереотипы.
Жизнь Ленина описана в многочисленных книгах, показана в документальных и художественных фильмах. Тем не менее и сегодня о нем многое неизвестно. О себе, личной жизни, семье, начале революционной деятельности Владимир Ильич писал сдержанно, без деталей. Конечно, история со временем расставит все на свои места и к В. И. Ленину будут всегда относиться с глубоким уважением как к величайшему революционному и государственному деятелю ХХ века.
Татьяна БАСОВА, директор Дома-музея В.И.Ленина