Как в условиях агрессивной цифровизации сохранить бумажную книгу, газету, журнал? Какую роль аналоговые носители информации играют в воспитании будущих поколений? Проиграем ли мы гаджетам в борьбе за детские умы?
Своими мыслями на этот счет поделились гости редакции «Казанских ведомостей» - писатели, приехавшие в Казань в рамках проекта «Литературные путешествия» издательства «Литературная Республика».
- Мы прибыли в Казань, чтобы больше узнать об авторах и литературных процессах в Республике Татарстан, о деятельности творческих и литературных объединений, - объяснила Ольга Бояринова. - Мы стремимся к тому, чтобы наши писатели знакомились не только с творчеством коллег из Москвы, но и взаимодействовали с деятелями культуры из других городов. Это взаимодействие поможет создавать новые культурные связи и обогащать литературное сообщество в целом.
Коллег по перу поприветствовала главный редактор «Казанских ведомостей» Венера Якупова.
- Я являюсь президентом Ассоциации издателей и распространителей печатной продукции Республики Татарстан, - рассказала она. - Третий год мы постоянно собираемся на площадках редакции «Казанских ведомостей» и Торгово-промышленной палаты РТ, заявляем о проблемах, которые волнуют издателей, руководителей СМИ, распространителей печатной продукции, книгоиздателей, писателей, журналистов. Для этого Союзом журналистов РТ совместно с АО «Татмедиа» и Ассоциацией издателей и распространителей печатной продукции PT была запущена акция «Даешь союз «бумаги» и «цифры»!» В ней приняли участие большинство СМИ республики, вскоре нас поддержали союзы журналистов России, Москвы, Рязани, Якутии. Мы рассказываем о преимуществах чтения газет и журналов, бумажных книг. Предупреждаем об опасностях бесконтрольной цифровизации.
Московские писатели выразили солидарность в этом вопросе, поделившись собственным видением ситуации.
Эдуард Артюхов: - Литература не должна окончательно цифровизироваться. Хочется процитировать Библию: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Со временем было придумано печатное слово. До сих пор это основной вид коммуникации людей. Без печатного слова наш мозг вернется в первобытное состояние, а этого допустить нельзя. Безусловно, без книг жить нельзя. Наши дети и внуки бесконечно сидят перед телевизором, в интернете. Теряется самое важное - мы начинаем общаться через посредника - искусственный разум. Друг с другом ли говорим? Мы тоже пользуемся благами цифровизации, но понимаем их опасность. А молодежь, увы, нет. К счастью, не вся, у нас есть молодые единомышленники. Их нужно поддерживать. Наша задача - воспитывать у детей любовь к печатному слову, понимание его значимости и влияния на самосовершенствование и судьбу человечества.
Валерий Ненашев: - Активное чтение бумажных книг отодвигает старение мозга на 10 - 20 лет, так что это еще и полезно для здоровья. Реальность такова, что мы живем в век «цифры» и электронных СМИ, но и о бумаге нельзя забывать. Нельзя одно подменять другим. Колоссальную поддержку книгоизданию могло бы оказать государство.
Однажды я встречался с советником Президента РФ по вопросам культуры Владимиром Толстым (ныне освобожден от занимаемой должности. - Прим. автора). Я напомнил ему, что в 90-х сельское хозяйство воспринималось государством как финансовая черная дыра, а теперь оно приносит триллионы рублей. Так и книгоиздание могло бы приносить большие деньги, если бы власти помогли ему в трудный момент, сделав книгу доступнее для населения.
Ольга Исида: - Я пишу детские рассказы для мальчиков и девочек. И хочу подтвердить, что ребенка трех-четырех лет становится все сложнее оторвать от гаджета, не говоря о детях постарше. Чтобы заинтересовать их, книга должна быть яркой, с хорошим шрифтом, удобного формата, с качественными художественными иллюстрациями. А главное - необходимо поднимать темы, понятные ребенку. Вижу это по собственным внукам. Потому пишу про то, что им интересно. О футболе, например.
Светлана Удинцова: - Я 35 лет проработала в школе, потому проблема чтения знакома мне не понаслышке. Понимаю, что без помощи государства, если оно не вмешается в процесс образования, мы как нация проиграем. Обратите внимание на старшеклассников - их связь с цифровыми устройствами уже практически неразрывна. Легко эту проблему не решить. Должно уделяться серьезное внимание подготовке педагогических кадров, потому что роль личности учителя в битве с гаджетами очень велика. И конечно, особую роль в этом процессе играет семья.
Собственной дочке я прививала любовь к книге на личном примере с раннего детства. Она читала с четырех лет. И всегда говорила, что любит запах книги и дух библиотеки.
Борис Алексеев: - «Цифру» пестует научно-технический прогресс. Оттого «цифра» сильна, напориста, удобна в обращении. Книга же, напротив, тяжела и громоздка в дороге. Я сам пишу тексты не пером, по-пушкински, а «цифрой». В соцсетях мы общаемся все больше не словами, а лайками да смайликами. На живые слова нет времени. В гаджетах вся наша жизнь. Отними смартфон - мы беспомощны и пусты. Поэтому по отношению к книге необходима жертвенная дотационная политика со стороны государства. История книги - это история человечества.
Вот что ценно. Ценно все, что напоминает нам: мы люди, а не подмастерья искусственного интеллекта. Это социальный вопрос. И тут нужна социальная мудрость. Проявим мудрость - останемся людьми, управленцами восхитительного ИИ. Нет - превратимся в элементы двоичной системы: нужен или не нужен.
Ольга Бояринова: - В Советском Союзе была отлаженная система поддержки писателей, которая, исчезая, ни во что эволюционное не трансформировалась. Писатели либо уходили в свободное плавание, либо пытались создать новые формы самоуправления, что породило довольно большое число литературных объединений. С одной стороны, люди почувствовали, что могут свободно писать, публиковаться и не зависеть от какого-либо союза. С другой стороны, это привело к снижению качества литературы. Думаю, сейчас наступило время «мягкого управления», которое должны взять на себя суперпрофессиональные компетентные люди или объединения, возможно, реорганизованные существующие или созданные заново. Нужны новые критерии, чтобы определить, кто такой писатель. К этим вопросам надо подходить чрезвычайно серьезно. В большей степени с заботой о каждом авторе, каждом таланте, чем по формальным признакам.