Бизнес с татарским уклоном: кому нужны бабушкины кофты с узорами и фото в костюме Сююмбике
news_header_top_970_100

Бизнес с татарским уклоном: кому нужны бабушкины кофты с узорами и фото в костюме Сююмбике

Рассказываем про четыре бренда из Казани, которые связаны с татарской идентичностью: открытки на татарском языке, костюмированные фотосессии, экскурсии и одежда.

«Женщины любят наряд Сююмбике, а мужчины перевоплощаются в ханов»

Проекту «Татаватар» около полугода, а идея проводить фотосессии в национальных костюмах появилась у Александра Сафронова еще несколько лет назад. Узнав о том, что блогер-милионница будет проездом в Казани, Александр предложил ей встретиться и провести для нее фотосессию, а заодно познакомить с городом и татарской культурой.

«Хотелось удивить человека, я вспомнил, что в городе есть большая костюмерная, где много разных нарядов, в том числе татарских. Я выбрал наряд царицы Сююмбике и предложил блогеру посниматься в Казанском Кремле», — вспоминает Александр. Новая знакомая поддержала его идею, съемка прошла на «ура», пост тоже «зашел».

Александр заметил, что перевоплощение вызывает у человека положительные эмоции, и подумал, что подобные фотосессии надо практиковать чаще.

Девушки любят перевоплощаться в царицу Сююмбике

Следующий раз фотограф столкнулся с национальными костюмами осенью прошлого года в Узбекистане, где был в туре с другими блогерами. Там он поснимал девушек в костюмах, которые они арендовали на главной площади в Самарканде.

Александр понял, что Татарстану не хватает такого проекта, где турист мог бы в одном месте получить профессиональную фотосессию в национальном костюме и прогулку по самым красивым локациям Казани. Прежде нужно было самостоятельно искать костюмерную, арендовать наряд, искать фотографа, подбирать места для съемки. После Нового года Александр решил реализовать бизнес-идею с хозяйкой костюмерной в «Туган авылым» Фаридой Бибарс, с которой уже сотрудничал.

Минимальное количество фотографий — три, а стоимость начинается от 750 руб. вместе с арендой костюма, работой фотографа, студийным светом для более качественных фотографий. Их заказчик получает через ссылку на облачное хранилище. Если есть возможность по времени и финансам, то провести съемку в костюмах можно на любой городской локации, но чаще всего туристы и горожане фотографируются на фоне деревянных домиков комплекса «Туган Авылым».

Среди клиентом были знаменитости, включая ВИА «Волга-Волга»

В 80% случаев клиенты нового проекта Александра — это туристы, потому что попасть за границу стало сложнее, и россияне активно путешествуют по стране. Плюс находится костюмерная в туристической локации.

«Недавно приезжала женщина, которая живет где-то в Сибири. У нее была ткань, оставшаяся от мамы, из которой уже в наше время сшили платье. Эта гостья фотографировалась в Казани в своем костюме, а поскольку у нее был юбилей, то родственники из Казани были в наших костюмах, и все вместе они сделали такой прекрасный фотосет», — рассказал Александр.

Некоторые клиенты приводят своих бабушек-дедушек, кто-то фотографируется с детьми. В костюмированной фотосессии важна не столько съемка, сколько этот интерактив и новые впечатления, которыми здорово поделиться с близкими. Большой процент клиентов выбирают экскурсию с костюмированной фотосессией как совместное времяпрепровождение с коллегами. Иногда приезжают фотографироваться школьные классы. 

«При этом большой процент людей, которые приходят к нам — это жители Татарстана. Я был приятно удивлен, когда узнал, что к нам приезжают из Альметьевска, Нижнекамска, Набережных Челнов, Кукмора. Также есть туристы из Башкортостана», — рассказал Александр.

Девушки чаще всего перевоплощаются в царицу Сююмбике, надевая богатый костюм с хасите — это татарский национальный аксессуар, который украшен драгоценными камнями и носится на груди. Мужчины чаще выбирают ханские костюмы, которые украшают меха. Мальчики любят перевоплощаться в образы, где есть мечи, кольчуги, а девочкам нравятся легкие платья.

Спрос на подобные фотосессии автор идеи объясняет тем, что люди одновременно получают классные фотографии для соцсетей, прогулку по красивым локациям и лучше узнают новую культуру. Сам процесс перевоплощения тоже вызывает положительные эмоции. «Это классно, это точно заходит, как будто в другой мир попадаешь», — делится Александр.

«Уже на первом маркете наши открытки скупили до обеда»

Под брендом «Хатлар йорты» создают оригинальные открытки и почтовые конверты. Бизнес возник еще в 2014 году, но создатели помнят свои первые продажи до сих пор.

«Первые открытки были представлены на дизайн маркете и были напечатаны на достаточно тонкой фотобумаге на домашнем принтере. Открытки скупили ещё до обеда, и мы ездили домой допечатывать», — поделились создатели «Хатлар йорты».

Успех открыток в современном лаконичном дизайне и подписях на татарском

Увидев, какой ажиотаж возник вокруг открыток с текстом на татарском языке и современным лаконичным дизайном, создатели решили открыть ИП, сделать сайт с онлайн-магазином и отправлять свои продукты по миру. Так и случилось.

Сейчас открытки «Хатлар йорты» продаются в крупных книжных сетях таких, как «Любимый книжный», «Дом книги», «Таткнигоиздат», в отделениях «Почты России». Партнеров у компании много, как и внештатных специалистов, которые работают над открытками.

«Наша аудитория — это люди, которые трепетно относятся к татарскому языку, но шагают в ногу со временем, любят современное и стильное. Мы соединили слова, в которых прослеживается татарский менталитет и татарская душа, с современным дизайном, и получилось то, что заходит!», — рассказали создатели.

Кстати, среди покупателей есть и не говорящие по-татарски. Для них на сайте открытки идут с переводом, плюс во многих магазинах есть папки с переводами открыток. «Хатлар йорты» также выпускает этно-коллекции, где на открытках нет текста, а только иллюстрации местных художников.

Топ три вида открыток, которые покупают у «Хатлар йорты» — это открытки с надписями «Ник син шундый поши?» — «Почему ты такой лось?», «Мунчага чакыру» — «Приглашение в баню», «Җанкисәккәемә» — «Моей родинушке». Всего в ассортименте около 200 разновидностей, и все время бренд выпускает новые коллекции.

Одна из популярных открыток с надписью «Мунчага чакыру» — «Приглашение в баню»

«Мужчины не успевают к нам на экскурсии, женщины бронируют все места»

Проект «Мир татарской женщины» — это экскурсии и квесты по Казани, которые знакомят с городом через истории женщин, живших и творивших здесь в разные эпохи. Идея возникла у историка и культуролога Энже Дусаевой, которая заметила, что почти все улицы названы в честь мужчин, и по пальцам одной руки можно пересчитать улицы, названные в честь женщин.

Говоря о Казани, упоминается только Сююмбике, но не столько сама ханбике, сколько башня и легенда, связанная с её строительством. Идею рассказать о Казани через женские истории поддержали бывшие студентки Дусаевой и ее сестра. Девушки организовали экскурсию по Старо-Татарской слободе и рассказали о татарках, живших и творивших здесь на рубеже 19-20 веков.

На фото слева направо: Наиля Ханбекова, Дина Хабибуллина, Энже Дусаева, Лейсан Дусаева, Гузелия Гиматдинова

Презентация проекта прошла на «Печән базары», он же «Сенной базар» в августе 2020 года. Необычность экскурсии была не только в том, что акцент сделали на «женский мир», а ещё и в том, что это был не рассказ, а диалог участниц проекта друг с другом и с пришедшими на экскурсию, рассуждения о прошлом и о самих себе (у каждой участницы проекта свой уникальный опыт и взгляд на историю).

«Приятно, что к нам часто приходят именно казанцы, говоря: "Так интересно по-новому взглянуть на свой родной город!". Естественно, что летом и в каникулы много и туристов», — поделилась Лейсан Дусаева.

Туристы приходят, чтобы почувствовать уникальный национальный колорит, а татары — чтобы больше о родной культуре и, таким образом, лучше понять себя. Чаще всего именно женщины становятся участницами экскурсий.
«Провели опрос в соцсетях — почему так мало мужчин. И вот получили ответ от представителей противолодочном пола: «Мы не успеваем зарегистрироваться, женщины быстрее бронируют места», — рассказала Лейсан Дусаева.

Есть очень оригинальные экскурсии, например, «Мир советской татарки / Азат хатын» — это прогулка по центру Казани с разговорами о роли татарской женщины в советском обществе и о том, как ей удавалось сохранить национальную идентичность в условиях унификации. На интерактивной экскурсии «Мир детства» можно узнать, какие колыбельные пели мамы своим малышам в 19-20 веках, где проводили время мальчишки и девчонки, в чём особенности татарской традиционной семьи. Все пришедшие могут на время почувствовать себя детьми, поиграть в игры.

На экскурсии чаще всего приходят девушки

Самая романтичная экскурсия — «Любовь по-татарски». Участники экскурсии узнают, как признавались друг другу в любви, заключали браки, сохраняли тёплые чувства, несмотря на разлуку, в период репрессий и войн. Маршрут прогулки — от улицы Кремлёвской до Университета, Ленинский садик, где влюбленные покупали цветы, Арка влюбленных и здание Дум РТ, где в начале 2000-х мусульмане знакомились друг с другом и создавали пары.

«Самая популярная вещь — бабушкина кофта с татарскими орнаментами»

Альбина Ахметгалеева — дизайнер и создательница бренда Idel, под которым производится трикотаж с татарским орнаментом. Продукция представлена в двух шоурумах Казани, одном в Москве, кроме этого, вещи можно заказать в онлайн-магазине.

«С детства любила шитье, изобразительное искусство, рисование, а четыре года назад окончила курсы дизайнера. С нуля освоила графические программы, я сама разрабатываю узоры, познакомилась с производством трикотажа, сама создала сайт. Для меня это скорее не бизнес, а большое масштабное хобби, которое я до сих пор совмещаю с основной работой. Я работаю директором по маркетингу в крупной компании», — поделилась Альбина.

Первые вещи Idel были для детей, но потом начали производить женские коллекции. Сейчас в основном бренд Альбины выпускает изделия для девушек и кое-что для мужчин.

Первые коллекции бренда были для детей

«Я стараюсь делать изделия, которые имеют современный крой, но все они с татарскими орнаментами. Мне важно, чтобы вещи были современные, я серьезно работаю над цветовой гаммой, чтобы это легко вписывалось в гардероб любой современной женщины», — рассказала дизайнер.

Среди покупателей есть и татарки, и женщины других национальностей. Альбина считает, что для «татарочек», как она их ласково называет, вещи Idel дают возможность подчеркнуть свою национальную идентичность. Остальные девушки покупают трикотаж с татарскими орнаментами просто потому, что это красиво, оригинально и современно. Туристы увозят вещи Idel с собой как кусочек стильного Татарстана, которого у них на родине больше ни на ком не встретить.

«Сейчас самые популярные изделия у нас — это кардиганы, "бабушкины кофты", как я их называю. Надев их, женщина чувствует тепло, что-то уютное, очень родное. Это "бабушкина кофта" с этническими мотивами, но премиального качества», — рассказала основательница Idel.

Idel создает теплые трикотажные вещи премиального качества

 

news_right_column_240_400
news_bot_970_100