- На сувенирном бизнесе кризис отразился негативно. Покупательская способность не намного, но упала. Банки увеличили процентные ставки по кредиту. А в дальнейшем при восьмикратном уменьшении ставки рефинансирования не понизили ее до начальной ставки кредитования. В итоге с повышением кредитных ставок произошло увеличение стоимости сувенирной продукции.
- Что вы сделали для того, чтобы стабилизировать ситуацию в вашем бизнесе?
- Больше стал работать и решил не останавливаться, несмотря на неутешительные прогнозы.
- Отличалась ли покупательская способность лета-осени 2010 года по сравнению с тем же периодом 2009 года?
- Летом она была нетипичной для обычного летнего сезона. Но я связываю это не с кризисом, а с аномальной жарой. До середины июня шел рост покупательской способности в связи с увеличением числа туристов. Потом было затишье с небольшими колебаниями то вниз, то вверх, хотя раньше возрастание шло до конца августа.
- Какие сувениры предпочитают сейчас туристы?
- Недорогие и небольшие, поскольку из любого путешествия каждый из нас хочет привезти близким хоть какой-нибудь сувенир.
- Ваше мнение: рискованно ли сегодня открывать свое дело?
- Риски были, есть и будут всегда. Главное, найти то, что востребовано на данный момент потребителями и не присутствует в достаточном количестве. Бизнесмену нужно всегда быть на шаг впереди. Иначе догонят. И не успеешь оглянуться, как окажешься в конце «забега». А догонять очень сложно.