Начало было радужным, и ничего не предвещало дурного. Стороны пришли к обоюдному согласию - «N-строй» до июля 1999 года обязался сдать дом с чистовой отделкой, дольщикам требовалось внести в кассу фирмы стопроцентную оплату (к примеру, за однокомнатную квартиру 30 кв. м - 140574 рубля (цена 98-го года), что они в скором времени и сделали. Застройщики выдали приходно-кассовые ордера, стороны подписали нужные документы и разошлись каждый по своим делам.
Прошел год. Но дольщиков, уже предвкушавших скорое новоселье, ждало разочарование - дом был построен лишь наполовину. Фирма, дико извиняясь перед дольщиками, ссылаясь на экономические трудности в стране, заключила с ними новый договор, обещая сдать объект в июне 2000 года. Но, как вы, уважаемые читатели, уже догадались, обещание это так и осталось на бумаге. А далее начала работать схема отката денег дольщиков, хорошо изученная и отработанная нечистыми на руку строительными фирмами. Вначале, обогатившись (крутая иномарка, шикарный коттедж и т.д.), сменился гендиректор, затем, уже под руководством его сменщика, начался вывод активов через подставные фирмы, а также воровство стройматериалов, обналичивание денег. Так, свое административное здание, склады, промышленную базу общей площадью 831 кв. м «N-строй» продал подставной фирме-однодневке за 850 с небольшим тысяч рублей, то есть один квадратный метр офисной площади ушел за тысячу рублей с хвостиком.
К 2002 году «N-строй» подошел почти обанкротившимся (хоть сама фирма не ликвидировалась и состояла на учете в налоговой инспекции) и с судебными исками от дольщиков. В декабре 2003 года наконец-то состоялся акт приема-передачи долгожданного дома, но прошел он в обстановке полной конфиденциальности и с неприятным сюрпризом для застройщиков - в черновом варианте, без сантехприборов, лифтов, газооборудования и многого другого. Пока ошалевшие дольщики приходили в себя от такого «подарочка», руководство и бухгалтерия «N-строя» «растворились в тумане», уничтожив всю финансовую документацию. Позже, уже когда прошли судебные разбирательства по заявлению пайщиков, приставы, навестившие эту фирму, по указанному в деле адресу ее не нашли, и где сейчас она находится, им не известно.
На дворе уже ноябрь 2006 года, но ситуация с обманутыми застройщиками не изменилась. Более того, созданное в доме ТСЖ, во главе которого встал главный инженер проштрафившейся строительной фирмы, предложило внести каждому квартиросъемщику дополнительно сто тысяч рублей на устранение недоделок и полное благоустройство. Разуверившиеся в справедливости люди все-таки пошли на этот шаг, правда, не все. Один из пайщиков, вложивший деньги в две квартиры в доме, не согласился с такими требованиями и стал добиваться правды во всех инстанциях, начиная с районных правоохранительных органов и дойдя в своих поисках до высших чиновников. Обратился он и к президенту страны: мол, уважаемый Владимир Владимирович, как же так получается, что какие-то дельцы обирают не только народ, но и государство, не выплачивая в казну налоги, а судьи и прокуроры разводят руками - нет состава для возбуждения уголовного дела? А преступники тем временем открывают новые фирмы, в очередной раз прокручивают свои финансовые аферы, загребая миллионные доходы... Видимо, таких призывов о помощи от граждан страны было много, потому глава государства Владимир Путин на недавно состоявшейся «Прямой линии» отреагировал на эту проблему:
- У нас в стране 300 объектов подобного рода... И государство обязано было заранее подумать над тем, чтобы такая ситуация не создавалась.
Конечно, тех, кто злоупотреблял, надо привлекать к уголовной ответственности. И такие дела возбуждены и будут доведены до конца. Но самое главное - помочь людям получить квартиру либо хотя бы не потерять свои деньги. Нужно, чтобы строительные фирмы не утратили возможности исполнять свои договорные обязательства. В этом направлении правительство уже действует.
Раиля МУТЫГУЛЛИНА