У двух городов республики - Болгара и Свияжска - появились собственные туристические бренды. Это не только создаст четкий образ объектов у потенциальных туристов, но и обозначит направления для рекламной и сувенирной продукции.
Чтобы создать действительно узнаваемый бренд, было проведено несколько этапов работы. Это и организация опросов среди туристов, и исследование конкурентной среды, и проведение адресных интервью со специалистами. Следом разрабатывался визуальный стиль для городов. Среди компаний, занимающихся созданием брендов, был проведен конкурс, чтобы отобрать одну.
Концепция бренда «Великий Болгар» заложена в слогане «Великий Болгар. Древняя цивилизация на Волге». Так, отныне Болгар нужно писать именно через букву о. Привязка к населенному пункту Болгар сделает поиск исторического объекта удобным для туристов. К тому же на татарском языке название пишется с буквой о. Учитывая, что Болгар - это объект мирового наследия, важно, чтобы название одинаково воспринималось на всех языках мира.
- Великий Болгар напрямую не получается сравнить ни с одним объектом России. В ходе исследования затруднение испытывали и туристы, и исследователи. Великих мест в России не так много, что подчеркивает роль Болгара, которую он сыграл в истории. Большинство туристов даже не знают, что это отдельное государство и развивалось оно параллельно с Киевской Русью, - сказал в ходе презентации брендов председатель Государственного комитета РТ по туризму Сергей Иванов.
Великий Болгар - это отдельная цивилизация. Многие туристы сравнивают увиденное там с историческими объектами, которые находятся в Египте, Турции или Эмиратах.
- Как известно, раньше у Болгара не было единого знака. Во многих материалах для обозначения города используется образ минарета, в арабском стиле оформлены рекламные щиты. В условиях разнобоя мы искали уникальный стиль, который не будет похож на то, что изображалось ранее. Для нас важно, чтобы стиль подчеркивал сочетание различных культур и турист понял, что здесь он получит уникальные впечатления. Источником вдохновения стали ювелирные украшения.
Способ связи одного элемента с другим показался нам интересным. В результате получилась стилизованная надпись на треугольном щите. Замечу, что треугольник - это еще и контуры Великого Болгара на картах, - объяснил арт-директор компании, создавшей стиль брендов Болгара и Свияжска, Ильдар Ахтямов.
Как уверяют создатели стиля, знакомство туристов с островом-градом Свияжск, как правило, начинается с силуэта сказочной рыбы с городом на спине. Она покоится на водной глади. Этот образ решили использовать для бренда Свияжска. В фирменном стиле используются традиционные для региона мотивы и узоры, которые могут применяться и при изготовлении фирменной продукции.
- Свияжск обычно значительно превосходит ожидания туриста, в том числе и в холодное время года. Островной вид как при въезде на остров, так и в самом городе привлекает туристов. Стоит отметить, что туристических островов в России почти нет. Восхищаются приезжие и особой тишиной острова-града. Свияжск легче сравнить с объектами старой Европы, чем с российскими - прежде всего из-за качества инфраструктуры. Кроме того, он отличается от обычного музея под открытым небом наличием жителей и реальной жизни. Это сильно влияет на образ, - продолжает Иванов.
Для этого объекта выбран слоган «Остров-град Свияжск. Посмотри, как живет история», объединивший в себе историю, реальную жизнь и впечатляющий вид.
Стоит отметить, что в Свияжске продолжают строиться новые сооружения. Так, в 2018 году откроется уникальный Музей археологии дерева, а уже в следующем - Музей художника Геннадия Архиреева. В 2017 подготовлены новинки и для туристов Болгара. Это пять отреставрированных домов, которые станут музейными площадками. Для юных туристов будет построен совершенно новый объект - игровой лабиринт. Раньше детям дошкольного возраста предлагалась лишь программа в Музее хлеба.
Кстати, если в 2010-м в Свияжск приезжали 7 тысяч человек в год, то в этом году число туристов превысило 300 тысяч. В Болгаре в 2010-м было 50 тысяч туристов, а за этот год город посетили около 400 тысяч человек.
- Со следующего лета Болгар и Свияжск будут принимать многопалубные пароходы. Это опять-таки обеспечит приток туристов. Города готовы к их приему: увеличивается количество посадочных мест в кафе и ресторанах, а также строятся гостиницы, - сказала исполнительный директор некоммерческой организации «Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры РТ» Татьяна Ларионова.
В планах Госкомитета по туризму создать бренды для Елабуги, Чистополя, а также Тетюшей.