Билеты в дальнюю дорогу, в долгожданный отпуск - это ого-го какая большая и нервная эпопея с их покупкой.
Впрочем, начнем с самого простого - звонка с домашнего телефона в справочную железнодорожного вокзала Казани. Дозвониться не так-то просто: все три номера постоянно заняты. Наконец автодозвон пробивается:
- Справочная слушает.
- Мне до Барнаула, на 96-й, одно плацкартное на 25 апреля. Цена и время отправления?
Едва успеваю записать скороговорку ответа собеседницы о стоимости и переспросить:
- А билеты-то есть?
Уставший монотонный голос:
- О наличии мест узнавайте в кассах.
- Девушка, скажите, а...
Не успел - в трубке короткие гудки.
И вот ранним утречком, чтобы не опоздать на работу, я уже на вокзале. Справочное окошко в зале билетных касс начнет работать лишь с восьми. Бубню свой вопрос в желтый железный ящичек-«справочную», что в главном красном здании. Слышу знакомый ответ: «О наличии мест...» Да что же это такое! Так, а какой ответ выдаст умная машина с информационной установкой «Экспресс»? Стучу по клавишам, следуя за подсказками. Ага, места есть, но только на ближайшие три дня.
- Да, на транзитные поезда билеты продаются только за три дня до прибытия состава, - отвечают мне в окне начавшей работу справочной. Информацию здесь выдают полную и подробную, но платную - за 25 рублей. Почему по телефону не дают справку о наличии мест? Мол, пока человек доедет до вокзала, билеты на эти места уже могут продать, получится, что его информировали неверно. А так - вот справочная, вот рядом продают билеты, пожалуйста, тут же и покупайте, в прямом смысле не отходя от кассы по соседству. Хм, а как же мое время, потраченное на поездку через весь город ради строчки - нет, не в газете, а в короткой справке, которую я получил?
Кстати, о кассах. Если на первом этаже в этот день они работали все, то на втором - только три из десяти. Утром народу еще нет, а вот в вечернее время мне доводилось выстаивать часа по полтора в очереди за билетом, чтобы уехать в Москву.
На втором этаже здания билетных касс сервисный центр обслуживания пассажиров. Несколько лет назад мне здесь помогли: я позвонил, дал заявку на бронирование места, через несколько дней подъехал в удобное для себя время и спокойно выкупил билет, заплатив небольшие комиссионные за услуги по брони. А можно было даже и не приезжать: билет бы привез курьер, предварительно договорившись с вами о времени, разумеется, тоже за дополнительную плату.
Однако в этот раз меня ждало разочарование: сервисный центр заявки на бронирование и доставку билетов теперь не принимает.
- А в чем же тогда заключается ваш сервис?
Девушки за стеклом тоже задумались и пожали плечами:
- Можете купить билеты в таком же порядке, как и в обычных кассах. Но, - добавляет одна из них, - у нас вам еще придется доплатить 160 рублей за... услуги.
- Да уж... Спасибо.
Ну что ж... Многоканальная связь для справочной железнодорожного вокзала миллионной Казани, как видно, непозволительная роскошь. Тайна о наличии мест охраняется строго. Если нынче во всех сферах обслуживания бурно растет количество удобств для клиента, то на Казанском вокзале число их, наоборот, почему-то сокращается. Куда исчезли основные традиционные услуги по бронированию мест и доставке билетов? Почему люди вынуждены в давка пробиваться лишь к трем кассам из десяти? Ответ напрашивается один: да идите вы все... в частные агентства. Казанскому вокзалу ваши деньги не нужны.
Владимир ДЫННИК