В непростой ситуации, складывающейся на казанских кладбищах в последние годы, разбирался наш корреспондент.
По данным муниципального унитарного предприятия «Ритуал», ежегодно в городе умирают до 15 тысяч человек. Из них не менее 12,5 тысячи хоронят на городских кладбищах, общая площадь которых сегодня составляет около 300 гектаров, при этом почти не осталось возможности ее расширения. Правда, недавно удалось увеличить территорию некоторых поселковых кладбищ, да и то всего на 1 - 2 гектара. Что касается таких гигантских «погостов», как Сухорецкое и Самосыровское, то здесь все резервы для расширения уже исчерпаны. Практически сегодня в столице остается одно-единственное место, где пока еще можно вести захоронения без всяких проблем: это кладбище у поселка Чебакса Высокогорского района.
- Через 10 - 15 лет возникнет ситуация, когда производить погребение умерших людей в городе будет практически негде, - считает генеральный директор МУП «Ритуал» Равиль Каримов. - В этом случае нам придется либо хоронить казанцев далеко за пределами столицы, как это, например, делается в Москве, либо начать наконец строить городской крематорий...
Кстати, сегодня такие сооружения имеются уже в нескольких российских городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новокузнецке, в стадии строительства находятся крематории в Нижнем Новгороде и Ярославле. Что касается нашего города, то здесь об этом впервые заговорили еще несколько лет назад, но тогда первейшей задачей городских и республиканских властей была ликвидация ветхого жилья. Вновь эта актуальная тема всплыла в этом году на одном из совещаний у мэра столицы, где обсуждалась программа развития столицы РТ до 2025 - 2050 годов «Казань - город европейского формата». Тогда все городские службы и подразделения представили многочисленные предложения на близкую и далекую перспективу, среди которых было и серьезное обоснование строительства крематория.
Сегодня есть полнейшее понимание этой проблемы на любом уровне. Более того, уже имеется и предварительная договоренность с властями, и даже эскизный проект сооружения. В его основе, кстати, лежит зарубежный опыт, в частности, чешский и германский. В этих странах крематории имеют высочайшую экологичность и абсолютно замкнутый производственный цикл. Предполагается, что городской крематорий, представляющий собой одноэтажное здание общей площадью 250 - 300 квадратных метров, будет построен в районе Самосыровского кладбища.
Разумеется, дело это весьма дорогостоящее. Для сравнения: строительство аналогичного крематория в городе Новокузнецке обошлось в один миллион двести тысяч долларов США! Впрочем, учитывая наш более мягкий климат, можно предположить, что в Казани эта сумма будет значительно ниже. Однако в нынешних условиях, когда город готовится к своему 1000-летию, свободных средств в казне нет. Трудно рассчитывать и на инвесторов, так как этот объект вряд ли будет рентабельным с точки зрения бизнеса. Хотя не исключено, что найдутся меценаты, желающие увековечить свои имена в сооружении, значение которого для миллионного города в ХХI веке очень велико.
Кроме материальной, по мнению Равиля Каюмовича, существует и проблема теологического плана, связанная с тем, что люди разных вероисповеданий могут поначалу не воспринять ритуал кремирования останков своих родственников. Однако, как показывает опыт других российских городов и зарубежных стран, эта проблема решаема. И сегодня во всем мире кремируется до 50 процентов умерших людей.
Руководитель муниципального унитарного предприятия «Ритуал» убежден, что проблему дефицита земли для захоронения сограждан решить не удастся. А это означает, что и в нашем городе рано или поздно появится новое муниципальное «предприятие» под названием... крематорий.
Владимир МУЗЫЧЕНКО.