«Будут выживать сильнейшие»: казанские флористы — о проблемах и перспективах цветочной отрасли
news_header_top_970_100

«Будут выживать сильнейшие»: казанские флористы — о проблемах и перспективах цветочной отрасли

Представители флористического бизнеса Казани смотрят в будущее со сдержанным оптимизмом

Сложно найти отрасль экономики, которую не коснулся бы нынешний санкционный кризис. Цветочный бизнес — не исключение. Представителям рынка флористики приходится сталкиваться с определенными сложностями и выживать в изменившихся экономических реалиях. О том, наблюдался ли ажиотаж в цветочных магазинах в майские праздники, насколько велики логистические проблемы и связанный с ним рост цен на букеты, а также какое будущее ждет казанскую флористику — в материале «КВ».

Как майские праздники отразились на цветочном бизнесе Казани?

«Майские праздники не имеют большого отношения к продаже цветов, — рассказывает руководитель международной школы Kazanflowerschool Ляйсян Афонина. — Наплыва людей в это время не бывает, как раз наоборот, в майские праздники люди разъезжаются, и некоторые цветочные магазины даже закрываются на эти дни либо работают в усеченном формате».

С мнением Афониной не совсем согласна самозанятый флорист Мария Архипова. «Как ни странно, клиентов на праздники было много, примерно раза в полтора больше, чем в прошлый год, например, — рассказывает она. — В первый раз столкнулась с тем, что цветы и поздравления предназначались не только для пожилых людей, но и молодым девушкам дарили цветы именно ко дню Победы».

«У нас в салоне с первого по восьмое мая были довольно-таки активные продажи, в некоторые из этих дней даже выше среднего нашего показателя в полтора раза», — рассказывает флорист одного из казанских цветочных магазинов Диана. После восьмого, по ее словам, наступил спад продаж.

В свою очередь, основатель студии флористики Fleur de Lys Гузель Акмаева отмечает, что мартовские и майские праздники для ее компании прошли без существенных изменений. «Наша специфика — работа с юрлицами и крупными компаниями, поэтому основные заказы были сделаны сильно заранее. Сложившаяся ситуация не успела на них сильно повлиять».

Флористы находятся в ожидании летнего сезона

По утверждению Афониной, ассортимент в казанских цветочных магазинах не сократился, но цены подросли, хоть и не очень сильно. Это связано с логистическими сложностями, в частности, с ростом тарифов на транспортные услуги.

По словам Афониной, сейчас флористика в России испытывает проблемы в связи с тем, что усложнилась доставка цветов — стало больше контроля на границах, соответственно, машины задерживаются. «Флористы находятся в ожидании летнего сезона, когда что-то будут выращивать местные производители, — говорит она. — Сейчас у нас активно развивается фермерская флористика. Сезон по выращиванию цветов в нашей полосе — это период с июля по октябрь».

«В России выращивают широкий ассортимент цветов, существуют энтузиасты, у которых есть теплицы, и они стараются выращивать цветы круглогодично, — утверждает наша собеседница. — Широкой популярностью сейчас пользуются пионы, георгины, львиный зев, подсолнухи».

«Если перебои в поставке и есть, то они незначительны, несколько раз поставки задерживались на один-два дня, не более, — делится Архипова. — Ассортимент тоже пока не пострадал. К тому же, уже давно на рынке есть цветы от российского производителя, довольно-таки качественные. Сейчас активно начинают привозить цветы, выращенные в Армении».

По словам Архиповой, цены выросли примерно на 30-40 процентов: «Это случилось еще перед 14 февраля. С тех пор цены не сильно опустились, хотя обычно после 8 марта идет снижение».

«Сейчас сезон фермерских местных цветов, поэтому мы пока сильно не ощутили сокращение ассортимента, но, полагаю, после осеннего сезона ощутим, если не изменится ситуация в стране, — отмечает флорист Диана. — Цены, конечно, ощутимо выросли, это грустно для нас и для покупателей. Мы часто теперь вынуждены снижать наценку на цветы, чтобы хоть как-то поддерживать нашу ценовую политику».

«Казанские поставщики каждую неделю сталкиваются с проблемой логистики, в связи с чем товар часто задерживается, — говорит Акмаева. — Это сказывается и на качестве, и на цене. Поначалу, рост цен был существенный — удорожание на цветок и сопутствующие товары доходили до 200%, но как только паника немного прошла, цены тоже стабилизировались, хоть и не вернулись к первоначальным».

«Маленькие цветочные студии под риском закрытия»

Афонина уверена, что цветочный рынок, несмотря на трудности, продолжит существовать, просто с него уйдут маленькие игроки. «В любом случае, цветы всегда востребованы, так что на рынке все будет хорошо, будут выживать сильнейшие и те игроки, которые умеют работать с разными видами материалов», — считает эксперт.

«Возможности быстро реализовать импортозамещение цветочной продукции нет, — сетует Акмаева. — Конечно, популярный ассортимент вроде роз будет, да и местные фермеры, с которыми мы сотрудничаем в сезон, немного разрядят ситуацию. Но зима близко, поэтому если проблемы усугубятся — цветочные студии, работающие с бюджетным и средним клиентом, ожидаемо будут вынуждены закрываться».

«Будущее туманно, — резюмирует Архипова. — Есть такая присказка, что водка, косметика и цветы всегда будут продаваться. Будем на это рассчитывать».

news_right_column_240_400
news_bot_970_100