Буллинг в школе: обратите внимание на тех, кого травят

news_top_970_100

 Фото: © Фарит Муратов

Одна моя подруга поделилась, как ей пришлось забрать посреди учебного года своего сына-пятиклассника из-за невыносимых условий в школе. Ребенок в течение года подвергался издевкам и унижениям со стороны классного руководителя и одноклассников. С января родители перевели его на домашнее обучение. 

В этом сентябре он пошел в новую школу. 

Как хороший ученик стал вором 

- Сыну было 10 лет, когда их классный руководитель начала в буквальном смысле травлю, - рассказывает подруга. - По моему мнению, из-за того, что я ушла из родительского комитета. Учительница знала, что я работаю неполный день, поэтому всегда по звонку могла отозваться на ее просьбу куда-то съездить, что-то привезти, подежурить в столовой. Тогда у меня умер папа, требовалась поддержка маме, и я поняла, что не хочу больше тратить свое время на эти поручения. Учительница, так считаю, начала отыгрываться на сыне: могла обозвать при всем классе, высмеять. Педагог не отпускала его с урока в туалет. Терпи, говорит, до перемены. Однажды учительница не пустила сына на урок, когда он опоздал на несколько минут. 

Не один мой сын пострадал. Одному ученику учительница вывела за четверть двойки. У него папа злоупотребляет алкоголем, а мама работает целый день. Мальчик этот сам себе предоставлен, уроки не всегда делает. Учительница частенько ставит его в антипример: будете плохо себя вести, такими же станете, как он. Мальчик этот способный, правда, подвижный, активный, с поведением проблемы. Но его мама за него горой, всегда сына защищает. Был случай, когда в более младшем возрасте его поймали в магазине на краже. Учительница, узнав об этом, назвала мальчика вором перед всем классом. Такой поступок я, конечно, не оправдываю. У меня тоже сын в пять лет конфетку из магазина унес. Мы его спросили: «Как считаешь, хорошо ты сделал?» Сын, подумав, сказал, нет, ведь мы не заплатили. Мы с мужем так же спокойно его спросили, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию. «Нужно извиниться перед продавцами и отдать деньги», - сказал сын. Причины детского воровства разные. Может, тот мальчик голодный был? Бывает, кто-то их подбивает. Думаю, унижать ребенка в таком случае нельзя, нужно поговорить по душам. С сыном был и такой случай. Его одноклассник разрешил ему взять конфеты из своего рюкзака, а когда сын открыл рюкзак, учительница это увидела. И, не разбираясь, перед всем классом назвала сына вором. 

Родитель должен быть другом

При этом сын подруги ходит в музыкальную школу, побеждает в олимпиадах, участвует в творческих конкурсах, занимается спортом. У него много друзей вне школы. 

- И все же я считаю, что хороших педагогов в школе большинство, - говорит моя собеседница. - Но есть и такие, кто сам начинает травлю, ломает ребенка, который толком и ответить не может. Еще так, думаю, убирают неудобных детей, которые, к примеру, по своему характеру шумные, активные. Сын во время травли чувствовал себя подавленно, успеваемость снизилась. Он в последнее время не хотел ходить в школу, спрашивал: «Мама, а можно я не пойду больше туда?» К тому же учительница, которая начала травлю, занижала ему оценки. 

Считаю, выход из этой ситуации такой: родителям нужно переводить ребенка в другую школу или на домашнее обучение. И никогда не предавать своего ребенка. Важно дать понять ему, что он не виноват в случившемся. С детьми нужно иметь доверительные отношения, быть в курсе, с кем они дружат, куда ходят. Над этим необходимо целенаправленно работать. Разговаривать с ребенком хотя бы полчаса в день, проводить время вместе. В том классе, из которого сын ушел, один мальчик вейпы продавал одноклассникам. Не знаю, были ли в курсе его родители. 

Комментарий клинического психолога РКПБ им. акад. В.М.Бехтерева Людмилы Невоструевой: 

- В своей практике часто сталкиваюсь с детьми, начиная с первоклассников, которые страдают от буллинга в классе. В большинстве школ на буллинг закрывают глаза. Нередко сами учителя инициируют подобную ситуацию. Допустим, если в их классе учится гиперактивный ребенок, который в силу своих особенностей не может спокойно сидеть целый урок, ему тяжело сосредоточиться. К таким детям можно найти подход, но учителю не хочется с ним возиться. И он решает избавиться от такого ученика. Каким образом? «Вот такой он плохой, мешает другим учиться», - намекает учитель родителям других учеников. Учителю легко выставить ребенка посмешищем. Достаточно одной шутки, и уже весь класс подхватывает. Еще про мальчика говорят: он агрессивный, лезет драться постоянно, ругается. Но как тут не драться, если над тобой смеется весь класс и тебя задирают? Затем на этого ребенка сваливают проступки и других учеников. Родители, занятые работой, тоже мальчиком недовольны. У них нет времени разбираться. Успеваемость у изгоев, как правило, низкая, а родители часто показывают свою любовь детям только за хорошие оценки. «Не подружился с классом? И в кого ты такой?!» - возмущаются папы и мамы. Так и остался этот ребенок со своей проблемой один на один. Он никому не нужен. Куда ему идти? 

Опять же в своей практике наблюдаю детей и подростков, которые пытались свести счеты с жизнью. У кого-то из-за буллинга было несколько попыток суицида. Порою родители только после этого начинают бить тревогу, к примеру, переводят ребенка в другую школу. Одна девочка, с которой я работала как психолог, терпела буллинг с третьего по восьмой класс. Она ждала, что придет кто-то новенький и внимание переключится на него. Пришла в школу умненькой, училась с интересом, но из-за насмешек со временем стала пропускать уроки, получать плохие оценки.

Родители не хотели ее переводить, ведь школа была престижной. Когда же девочка попыталась покончить с собой, а затем заболела анорексией, родители схватились за голову. Стали искать новую школу, но ее нигде не брали: «Какой еще буллинг? Разве это причина? Вы из такой хорошей школы переводитесь!» Согласилась взять девочку только одна татарская школа. Так эта девочка за лето выучила татарский язык. Школу закончила благополучно, а институт - с красным дипломом. Порою я так и говорю детям, с которыми занимаюсь: «Начни жизнь с чистого листа». И сколько было случаев, когда бывший изгой становился отличником в вузе, делал блестящую карьеру! 

- Почему дети травят других? Что ими движет?

- В основном зависть. «Ты не должен быть лучше меня в чем-то», - думают такие дети. К тому же их, скорее всего, унижают дома, и они пытаются так выплеснуть агрессию и наслаждаются властью. 

- Есть ли какой-то выход из этой ситуации? 

- Бывает, родители переводят ребенка в другую школу и его жизнь налаживается. Ходил ко мне на занятия мальчик, которому к виску пистолет с пульками одноклассники приставляли. Вот какой тут выход? Другая школа в другом районе. Руководство школы должно взять ответственность на себя за безопасность в школе, в том числе и психологическую. В школе должна быть поддерживающая и объединяющая обстановка. Стоит обращать внимание на самочувствие учеников. Этому следует обучать педагогический состав, родителей и учеников. Если же кого-то из учеников начали травить, необходимо сразу же вмешаться и оказать поддержку жертве. Равнодушие, игнорирование, молчание, пассивное наблюдение, поддержка только одной стороны, деление детей на плохих и хороших усугубляют проблему. 

Как психолог я могу сказать ребенку: «Ты сильный, ты хороший, ты молодец». А он зайдет в класс, в него мокрую тряпку бросят, обзовут - и все слова сразу улетучатся. Теория - это одно, практика - совсем другое. Вот я много общалась с детьми, которые страдали от издевательств, казалось, все понимаю. Однако когда мою родственницу затравили в школе, увидела, как это на самом деле страшно. Мы перевели ее в новую школу из-за переезда, где ее сразу не приняли. Девочку встречали после уроков, писали угрожающие записки. Она пережила настоящую жестокость, приходила домой в синяках и ссадинах, могла плакать всю ночь. Со взрослыми делиться не хотела, говорила, что сама упала. Пришлось ее переводить в другую школу, чтобы буквально спасти жизнь. Однозначно, родителям нужно быть на стороне своего ребенка. Любить, поддерживать, не обвинять и предпринимать какие-то действия. Всегда найдется тот, кто сможет по-настоящему понять и протянуть руку помощи вашему ребенку в школе. Это может быть чуткий учитель или руководитель спортивной секции, творческого кружка. 

news_right_column_240_400