Бумеры, миллениалы, зумеры: кто это и как с ними общаться?

news_top_970_100

 ​​​​​​Изображение сгенерировано с помощью ИИ

Кто такие бумеры, миллениалы, зумеры? Какие исторические события их сформировали? Каковы основные ценности каждого из них?

С этим вопросом корреспондент «КВ» обратилась к социальному психологу, кандидату психологических наук, PhD, доценту, автору научных работ и публицистических статей, эксперту международной ассоциации International Psycho-Educational Projects (Израиль) Инне Городецкой.

-  Это ставшие в последнее время популярными термины теории поколений, согласно которой люди, родившиеся в одну историческую эпоху, обладают схожими ценностями и социально-психологическими характеристиками, - отметила специалист. - Например, бумеры или послевоенное поколение рождались и росли в годы послевоенного оптимизма, технологического прогресса, полетов в космос. Они первые начали массово получать высшее образование. Зумеры, родившиеся в 21 веке, - это цифровое поколение, активные пользователи сети, с детства адаптирующиеся к постоянному информационному шуму. Концепцию поколений активно используют интеллектуалы с конца 20 века, но всегда с оговорками. Во-первых, нет однозначно признанных четких временных границ между поколениями. Например, одни исследователи называют бумерами людей, родившихся с 1946 по 1964 годы, другие - с 1943 по 1960. То есть, человек, родившийся в 1962 году, может быть отнесен и бумерам, и к так называемому поколению Х. Во-вторых, теория поколений появилась в США и отражает в большой степени западный социокультурный контекст. Поэтому нужно учитывать различия, связанные с историей конкретной страны. Те же бумеры в СССР - это поколение оттепели, поколение Х - «дети застоя», миллениалы - поколение перестройки. При этом поколение российских зумеров, родившееся после 2000 года, имеет больше общих черт со сверстниками за рубежом, чем их родители и бабушки с дедушками: очевидный эффект глобализации. Однако, даже с учетом всех оговорок, можно говорить о том, что существуют общие характеристики менталитета, связанные с тем временем, когда формировалась личность того или иного поколения. Про бумеров я уже упоминала, за ними исторически следует поколение Х - индивидуалисты и достигаторы-карьеристы, прожившие экономически спады и подъемы и слом ценностей. В нашей стране они в детстве успели вступить в пионерскую организацию, некоторые даже в комсомол, а во взрослый мир вышли в дикий капитализм 90-х. Поколение Y или миллениалы родились в конце 20 века и взрослели в эпоху смены тысячелетий. Они сильнее привержены технологиям. Многие стремятся к личностному росту и саморазвитию, много путешествуют, лучше владеют иностранными языками. Однако российские исследователи отмечают меньшую, по сравнению с «иксерами», амбициозность миллениалов, сложности в профессиональном самоопределении. Что касается зумеров, то это дети 21 века, молодое поколение, которое только входит во взрослый мир. Они еще покажут себя, пока ясно, что это цифровое поколение, выросшее в относительно благополучное время. При этом они являются частыми гостями в кабинете психолога, страдают от завышенных ожиданий и не стремятся к карьерным достижениям. Очень сильно обобщая, можно сказать, что бумеры - основа системы, иксеры - карьеристы, миллениалы - фрилансеры, зумеры - поколение, избегающее переработок. Понятно, что это очень грубое обобщение, ведь в огромной мере личность и отношения определяется многими другими факторами, не связанными с поколенческими чертами. Сегодня уже рождается и растет поколение альфа - это те, кто пришел в наш мир после 2010 года.

- ⁠Как наладить эффективную коммуникацию с каждым из представителей этих поколений?

- Проблема отцов и детей стара как этот мир. Однако в современном мире она имеет свою специфику, связанную с тем, что роль семьи и семейных устоев ослабевает, а влияние социальных факторов возрастает. Кажется, поколение Х отличается от своих родителей-бумеров меньше, чем зумеры отличаются от своих родителей. Поэтому для того, чтобы построить межпоколенческие отношения, важно не только понимать специфику каждого поколения, но и отойти от жестких стандартов оценки с позиции «правильно-неправильно», «хорошо-плохо». То, что приемлемо и правильно для миллениала, может быть абсолютно безразлично зумеру, и наоборот. В этой ситуации возможны противоположные стратегии. Например, борьба, неприятие, обвинение, приводящее к разрыву коммуникации и застревании в своей «правде».

news_right_column_240_400