Его отец Антон Быков был беспризорником, в Первую мировую войну бежал из австрийского плена, в гражданскую стал эскадронным комиссаром конармии Буденного. Мать Ольга Матвеевна родилась в интеллигентной семье, писала стихи и говорила по-французски. Но влюбилась в красного командира и вышла за него замуж. Родила двух мальчиков - Геру и Ролана. Кстати, по документам младший сын долгое время числился Роландом Анатольевичем. «Мент пьяный переделал моего отца Антона в Анатолия! – возмущался после Быков. - И дня рождения из-за этого же у меня два - один фактический, второй - по паспорту. Все пьянка российская...»
Впрочем, Ролан Антонович не скрывал, что и сам пил. Особенно в конце 70-х, когда ему запретили несколько сценариев подряд и фактически отлучили от кинорежиссуры: «Семь лет пил по-черному. Лена пережила это вместе со мной, - признавался он. - Был такой случай. Я устал от жениной опеки и сбежал на ипподром, куда никогда не ходил и где, по моим расчетам, она меня не могла искать. Только сел за столик... и вдруг в ресторан входит она - красивая, стройная, молодая. Я поклялся себе: сделаю все, чтобы быть достойным ее (Елена была дочерью известного советского киноартиста Всеволода Санаева. - Ред.). Понял, если не остановлюсь - потеряю семью».
В кинорежиссуру он уже не вернулся. Лишь в 1993 году снял по заказу ЮНЕСКО страшную короткометражку «Я сюда больше никогда не вернусь» - такого «детского кино» не снимали ни до, ни после... В Каннах фильм вызвал шок. У нас его практически не показывали, поскольку там 6-летняя голая девочка ругается матом... Именно таким, «неформатным», Ролан Быков оставался до конца. Его не стало 6 октября 1998 года.