Двуликий дом (стоит на горе, а потому с одной стороны трехэтажный, а в овраг таращится уже глазницами окон пяти этажей) был построен в середине позапрошлого века. В своде памятников истории и культуры значится как образец усадьбы рядового мещанина.
В доме признаны ветхими четыре квартиры - в цокольном этаже. На дне... Но Программа ликвидации ветхого жилья уже завершена, а постановление от 2001 года до сих пор не обрело юридической силы. Жительница одной из квартир так и не дождалась обещанного счастья, угорев в алкогольном дурмане и реальном пожаре. Сгорела квартира в феврале, а обуглившиеся рамы по-прежнему нараспашку, приглашая в гости неприхотливых бомжей.
Живущая над сгоревшей квартирой Суфия Стрелкова со страхом ожидает прихода тепла, когда миазмы снизу просочатся через ее дырявый пол. Кстати, в ее обиталище (квартирой это никак не назовешь) стены в трещинах, вместо потолка - деревянная решетка перекрытий. Трухлявые рамы не спасают от холода. А недавно рухнула гнилая стена на кухне. Пришедшие взглянуть на эту разруху члены комиссии предложили отодрать дранку, чтоб штукатурка не падала. А уж что до красоты - извиняйте, не эстеты живут. Хотя даже здесь, в полуподвале, в захламленной комнате, где обитают шесть человек (трое - инвалиды), выращивают цветы, на стенах висят разноцветные плакаты. Пусть свое, но понятие о красоте есть.
Как рассказали нам специалисты управления жилищной политики, цоколю этого дома (тем самым четырем квартирам) присвоен статус «новой ветхости». Раз Программа ликвидации ветхого жилого фонда уже завершена, то бесплатное жилье жители уже не получат. Но въехать в новые квартиры смогут, предварительно заключив договор либо социального ипотечного кредитования, либо найма.
Скорее всего последнее - когда получаешь квартиру бесплатно и оплачиваешь лишь коммунальные платежи, но собственником уже не являешься, и выберут жители полуподвала.
- Эти места назывались раньше «Марусовкой», здесь неоднократно бывал Горький, - говорит старший по дому Феликс Шарипов. - Читали «На дне»?
Сырость по стенам спустилась до первого этажа. Так, что обрушилась штукатурка и оголились деревянные перекрытия. Пошли трещины на потолках, стене пристроя - эдакой галерее туалетов для каждой квартиры, сработанной шесть лет назад.
- В нашем доме ремонтные работы не проводились с 1967 года, а ведь платим мы по счетам каждый месяц, - возмущаются жильцы. - После неоднократных жалоб в доме работала комиссия, которая вынесла вердикт: зданию требуются капитальный ремонт и укрепление фундамента.
По данным технического паспорта дома, в 1992 году износ фундамента составлял 80 процентов, перекрытий и стен - 70 процентов. Последние годы дому здоровья не прибавили, так стоит ли вести речь о ремонте?
Гульнур ХАФИЗОВА