Руководитель департамента по правовой работе ООО «Ресурс Лекс», член Экспертного совета ФАС по защите конкуренции на рынке финансовых услуг, Андрей Моисеев считает, что основным нововведением станет полностью удаленное урегулирование убытков по ОСАГО, которое будет доступно участникам рынка с 2025 года.
Перспективы цифровизации рынка ОСАГО для страховщиков
Удаленное урегулирование – абсолютно ожидаемое решение, так как цифровизация во всем мире диктует свои правила жизни. Отмечу даже, что к этому решению необходимо было прийти даже раньше. Ведь опыт, полученный во время пандемии коронавируса, дал нам немало стратегий и практических решений, многие рынки опробовали удаленку в срочном порядке и с очень масштабным размахом. Но рынок страхования четко понимает и регулирует свои потребности. Поэтому можно считать правильным и планомерно выверенным решение об отсрочке обязательного введения удаленного урегулирования до 2025 года, так как это дает возможность качественно подготовить инфраструктуру и наладить работу системы. Другими словами, необходимо время на тщательную подготовку, чтобы при запуске системы не возникало массовых проблем и было удобно обеим сторонам.
Отмечу, что кардинальных перемен для участников рынка не ожидается. Однако есть небольшая доля компаний, которые сейчас не очень активно развивают свою деятельность в сегменте ОСАГО, а больше внимания уделяют другим видам страхования. Такие компании с большой долей вероятности прекратят предоставлять услуги по «автогражданке», поскольку им будет невыгодно заниматься внедрением удаленного урегулирования.
В то же время вложения в алгоритмы и аналитику позволят активным страховикам снизить затраты на работу «живых» офисов: аренда, заработная плата, коммунальные платежи. Так что для специализирующихся на ОСАГО компаний наоборот проглядывается будущая неплохая экономия.
Как новшество отразится на клиентах
Сложно предугадать популярность услуги удаленного урегулирования убытков на начальных этапах после ее выхода на рынок, это целиком будет зависеть от клиентского опыта: получил ли клиент компенсацию и получил ли он ее без особых проблем и лишней трат времени и сил. Если будут часты ситуации, когда клиент все сделал, как надо, но выплату/ремонт не получил, то потенциальных пользователей это, конечно, может сильно отпугнуть. Хотя все мы рассчитываем, что все пойдет совсем по другому сценарию, ведь все понимают ответственность.
Все этого говорит только об одном: до 2025 года необходимо обеспечить единый стандарт предоставления этой услуги. Тогда уже все нюансы станут регулироваться и исправляться в рамках конкурентной борьбы за клиентов среди компаний, вложившихся в сервис.
А клиентам это позволит не тратить время на посещение офиса, заполнение бумаг, что удобно и тоже выгоднее финансово.
Смогут ли запустить систему до 2025 года
Конечно, основные игроки сегмента ОСАГО будут стремиться реализовать эту функцию уже сейчас. И некоторые крупные компании даже уже сегодня вводят услугу удаленного урегулирования в тестовом режиме в своих приложениях, а некоторые находятся в активной фазе разработки. Для всех остальных, полагаю, срок до 2025 года более чем достаточный и обоснованный.