Очередную акцию по проверке маршруток на улицах города провело Управление ГАИ МВД РТ. Вместе с сотрудниками отдела технического надзора мы отправились в рейд, пытаясь разобраться в ситуации. Ведь стороны непрекращающегося конфликта - власть и предприниматели - диаметрально противоположно трактуют его суть.
Покуда милицейская "девятка" мчится по Чистопольской, майор Рамиль Абдулхаков и старлей Дмитрий Пряслов решают встать у наплавного моста со стороны Амирхана: "В принципе, все равно где стоять - все "газельки" будут переполнены..."
Для такого утверждения не нужно быть пророком. Сами ездим - знаем. При том, что время движется всего лишь к трем часам дня, ни одна из маршруток не везет положенных 13 человек.
В первой же остановленной "Газели" 126-го маршрута изо всех окон видны лишь спины. После продолжительных пререканий с раздраженными пассажирами последние соглашаются выйти. 21 человек. Такая же картина и в 108-м. В 15-й маршрутке больше нормы всего на два человека - водителю делают внушение и отпускают. С остальными предстоит более серьезный разговор: после выполнения всех бумажных формальностей их на первый раз оштрафуют.
Водители-нарушители перегруз объясняют шаблонно: не могли, мол, народ выгнать - лезут и лезут. Просто, но неубедительно - кто из нас не был свидетелем зазываний кондукторши, стремящейся набить машину пассажирами, как консервную банку килькой?! На объяснения водителя майор реагирует вопросом: "Сколько должен хозяину сдать за смену?" Водила мнется, но в конце концов признается, что такса - "штука". А в случае, если, скажем, привезешь всего 900 рублей (день на день не приходится), 100 автоматически превратятся в долг. При этом из своей доли шофер должен заплатить за бензин, масло и оставить хоть что-то на пропитание семьи. Потому в нынешних "таежных условиях" ему остается по-волчьи выть и думать отнюдь не о безопасности пассажиров.
Следующий пункт - Чеховский рынок. Помимо того, что все машины переполнены, у нескольких "газелек" не пройден техосмотр. Такая машина по правилам считается неисправной и эксплуатироваться не может. С двух таких машин просят снять номера, но водители "включают дурака" - мол, болты заржавели, ключей не взяли. Становится ясно - кого-то ждут.
- А вы кто, дорогой товарищ?
"Товарищ" со змеиной улыбкой просит называть его господином таким-то. Господин предлагает договориться и весьма раздражается, когда его настоятельно просят организовать техосмотр. Говорит, что ему некогда и вообще, дескать, мои машины - что хочу, то и делаю! По его же словам, предприниматель владеет тремя десятками маршруток, шесть из которых - без ТО, сроки истекли еще осенью прошлого года.
Мы подходим к уже освобожденной от пассажиров машине 158-го маршрута. В салоне одна лишь кондукторша, которая, не поняв серьезности вопроса, гордо заверяет, что "у нас пятнадцатиместная!" Сиденья поставлены по кругу, два из них загородили задние двери (те самые - дополнительные). По словам сотрудников ГАИ, этот и другие незаконные виды блокировки дверей преследуют единственную цель. В данном случае дело не в двух лишних сидячих местах, а в том, чтобы стоящие "зайцы" не вышли с другой от кондуктора стороны. Если машина, не дай бог, перевернется, то никто не сможет выйти...
- Мы понимаем, - говорит Рамиль Абдулхаков, - предпринимателю нужна прибыль, но ведь в погоне за ней начинается беспредел. Нам по большому счету все равно, какой чепэшник будет самым крутым на рынке, лишь бы не нарушал закон, не подвергал людей опасности. Пока же реальность удручает - переполненные маршрутки, не прошедшие техосмотр, с заблокированными дверями и водителем, работающим порой по 18 часов в сутки... Он - из-за своего подневольного положения, и пассажиры, которым некуда деваться, остаются крайними в этой ситуации.
К слову сказать, пассажиры, коих за уши тянули в цивилизацию, восторга не проявляли. Каждый из них куда-то опаздывал или просто замерз на улице. Однако большой вопрос: что лучше - слегка померзнуть, подождав на остановке свободную "Газель", или навеки покрыться инеем? Отнюдь не факт, что через "двадцать минут ужаса" вы окажетесь дома, как гласит маршрутный прикол.
Антон ШАБАРДИН.