Спор между жильцами возник после того, как один из них приватизировал чердачное помещение по соседству со своей квартирой. Квартирный вопрос испортил не только москвичей. В российской столице судебные тяжбы по поводу присвоения чердаков и мансард далеко не редкость. Докатилась эта волна и до Казани.
- До сентября прошлого года мы и знать не знали, что чердак в подъезде уже с 2012 года в собственности моей соседки, - возмущенно говорит жительница дома Ирина Каракулова, живущая этажом ниже спорной квартиры. - Тогда она сама сообщила, что выкупила чердак. Естественно, мы задались вопросом: разве можно перевести чердак в жилое помещение? Изначально по договору ей передавалась однокомнатная квартира. Но в 2012 году по решению суда были внесены изменения. В решении Вахитовского райсуда написано: «Согласно договору от 22.05.2008 в собственность истца передавалась однокомнатная квартира общей площадью 45,40 кв. м. Вместе с тем изначально по договору должна была быть передана не однокомнатная, а трехкомнатная квартира общей площадью 91,3 кв. м. Ошибка была выявлена истцом только в начале 2012 года, так как на протяжении всего периода в данной квартире истец не проживала».
- Фактически на чердаке никогда не было квартиры. Даже если бы там и была трехкомнатная, то с какой стати она должна предоставляться одинокому человеку? Налицо нарушение норм предоставления жилой площади. Мало того, помещение изначально не было жилым. Статус трехкомнатной квартиры чердак получил только в техпаспорте БТИ. Выходит, наша общедомовая собственность была отчуждена в пользу одной квартиры? Но на каком основании? - продолжает другая жительница дома Елена Поликарпова.
По их словам, до конца 2014-го чердак представлял собой одно огромное помещение, явно не пригодное для проживания. Летом листы профнастила крыши раскалялись от палящего солнца, зимой здесь был лютый мороз, а при сильном ветре стоял жуткий грохот из-за металлического покрытия. Ирина Каракулова вспомнила, как в прошлом году она выставляла тазики на чердаке под протекающую крышу. Сейчас открытый доступ на чердак невозможен - там уже год ведутся строительные работы по его переделке в жилое помещение.
Опасения жильцов по поводу перепланировки дома не напрасны. На чердаке находится общедомовое имущество - проходит дымоход, вентиляционные и канализационные шахты, установлено противосейсмическое устройство. Мало ли что захотят с ними сделать настоящие и будущие жильцы квартиры! Между тем в интернете уже видели объявления о продаже квартиры и фото ее перепланировки.
Забив тревогу, в апреле этого года жильцы обратились в УК Вахитовского района. Там ответили, что предоставление разрешений на перепланировку и перевод жилых и нежилых помещений находится в ведении администрации Вахитовского и Приволжского районов, выдавшей распоряжение, и суда. Не согласившись, жильцы обратились в суд.
- Мы неоднократно обращались и в жилищную инспекцию с целью проведения акта обследования возводимого строительного объекта на нашем чердаке. Хотели доказать, что на него невозможно попасть из квартиры этой жительницы, как указано в техпаспорте БТИ, хотели показать разрезанное противосейсмическое инженерное устройство. Представители инспекции приезжали уже несколько раз, но в квартиру нас никто не пустил. Моя соседка сверху в суде утверждает, что проводила общедомовое собрание жильцов, где якобы 71% согласился отдать ей чердак. О проведенном собрании мы слышали первый раз. Почему нас не пригласили? Но самое главное, мы теперь боимся, что дом вообще может рухнуть под тяжестью всех возведенных на чердаке конструкций. Ведь перепланировки есть на всех этажах, - переживает Каракулова.
А вот мнение другой стороны (по просьбе жительницы ее фамилию и имя мы не указываем):
- Из-за возникшего спора меня уже целый год проверяет жилищная инспекция, БТИ, налоговая, регпалата, администрация района, прокуратура. Кто только меня не проверял! Сотрудники жилинспекции приходили с проверкой 3 - 4 месяца назад. С мая этого года Ирина Каракулова написала участковому 8 заявлений по поводу того, что из моей квартиры якобы доносится строительный шум. Все это неправда, никаких строительных работ там давно уже не ведется! В настоящий момент в этой квартире я не проживаю по причине споров с соседями. Получается, что я с маленьким ребенком даже не могу жить на своей законной жилплощади? Все, что сделано в квартире, по закону, подкреплено документами. Например, по поводу передачи чердака в мою собственность у меня есть подписи жильцов об их согласии.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом. По решению собственников, принятому на их общем собрании, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц. Поскольку, как видно из ситуации, в чердачном помещении была произведена реконструкция с присоединением части общего имущества, согласие на это должно было быть получено от всех собственников (ст. 40 Жилищного кодекса РФ).
Кроме того, в рассматриваемом случае собственники жилых помещений оспаривают сам факт принятия решений по данному вопросу. В соответствии же со ст. 46 Жилищного кодекса РФ собственник вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований Жилищного кодекса, в случае, если он не участвовал в этом собрании или голосовал против такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Следовательно, с учетом указанной нормы законодательства оспариваемое решение может быть обжаловано в суд.