Черная дыра существует. Но она не опасна

Казанские астрономы обнаружили на неизведанных участках неба восемь новых объектов. О том, какие открытия сделали наши ученые, беседуем с доцентом кафедры астрономии Казанского государственного университета Ильфаном БИКМАЕВЫМ.

- Ильфан Фаритович, где проходили исследования и сколько они продолжались?

- Мы работали над этим проектом с осени прошлого года недалеко от турецкого города Анталья на российско-турецком оптическом телескопе с диаметром зеркала 1,5 м. Это второй по размерам телескоп России.

Он установлен на горе на высоте примерно 2,5 тысячи метров над уровнем моря. Телескоп построен совместными силами КГУ, Академии наук Татарстана, Института космических исследований РАН и Турецкой национальной обсерватории. В этом исследовании мы сотрудничали с международной космической рентгеновской обсерваторией «Интеграл», созданной европейскими учеными.

- Что же вам удалось обнаружить?

- Восемь новых объектов. Два из них оказались звездами нашей Галактики, но не обычными, а двойными звездами, живущими парами. Более массивная звезда «стягивает» на себя и «поедает» вещество второго объекта, находящегося рядом. Этот «звездопад», похоже, вызывает микровзрывы, температура поднимается до таких высоких значений, что возникает рентгеновское излучение, которое и зарегистрировал «Интеграл». А мы на своем телескопе в Турции смогли увидеть оптическое излучение и распознать эти объекты.

После того как обработали в Казани все полученные данные, оказалось, что остальные шесть объектов являются активными ядрами других галактик. Они очень горячие, излучают огромное количество энергии. По своей структуре похожи на нашу Галактику. В ее центре миллиарды лет назад до рождения Солнца, возможно, была черная дыра, «пожиравшая» все вокруг. В найденных объектах происходит то же самое. Может быть, наша Галактика в «юности» выглядела именно так, как сейчас выглядят эти галактики. Черная дыра могла спровоцировать рождение звезд, которые мы сегодня видим в виде Млечного пути. Черная дыра до сих пор существует в нашей Галактике. Но она уже не опасна для нас.

- Проводятся ли подобные исследования в других странах?

- Наши работы ведутся совместно с турецкими коллегами, учеными из Института космических исследований РАН и Института имени Макса Планка в Германии под руководством академика Рашида Сюняева. В мире идет жесткая конкуренция - подобные исследования проводятся в Америке, Италии... Но российские ученые - не на последнем месте. Наши открытия 2005 года в этой области составляют примерно четвертую часть мировых данных.

Беседовала