Предлагаем вам в течение 2015 года обсудить следующие вопросы в связи с этой акцией:ЧТО МОГУТ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ- Какие нужны законодательные инициативы на уровне России, Татарстана, чтобы поддержать сети распространения книжно-печатной продукции и СМИ?
- Как на деле осуществляется партнерство власти и структур, способствующих развитию чтения среди населения (библиотек, киосков прессы, издательств, книготорговли, книгораспространения, печатных СМИ и т.д.)?
- Как идет комплектование фондов библиотек? (Совершенствование системы конкурсных закупок.)
- Как, в каком размере госорганы выделяют средства на комплектование библиотечных фондов и подписку?
- Законодательство об авторском праве и его правоприменительная практика.
- Внедрение новых инициатив, способствующих вовлечению детей и молодежи в процесс продвижения книги и чтения (акции «Советую прочитать», конкурсы на лучшую творческую работу по продвижению книги с использованием различных форм представления произведений отечественной и зарубежной литературы, научно-популярных изданий (буктрейлер, буклет, презентация, плакат, эссе…).
- Реализация совместных творческих проектов «Поэты и писатели – передвижники», «Ожившая рубрика» с редакциями литературно-художественных журналов, газет (например, «Идель», «Казан утлары», «Казань», «Казанские ведомости» и др.).
- Внедрение новых форм интеллектуального досуга: «Литературный салон», «Литературное кафе», «Литературная студия».
- «Текст и коммуникация в литературе: новое восприятие» (литературная полемика).
- Какие факторы могут стимулировать появление новых точек по продаже прессы, книжно-печатной продукции? (Рассмотреть роль муниципалитетов, районных администраций в этом вопросе и т.д.)
- Важно обратить внимание на социальную значимость печатной прессы и ее роль в системе информационной безопасности страны. Газеты и журналы в шаговой доступности необходимы для духовного, культурного и нравственного развития нашего общества, укрепления единого информационного пространства страны. Независимое исследование, проведенное ВЦИОМ в октябре 2014 года, показало, что 74% москвичей приобретают бумажные СМИ в киосках прессы. Другое исследование ВЦИОМ в январе 2015 года подтвердило, несмотря на растущую популярность интернет-СМИ, 73% россиян не готовы отказаться от газет и журналов.
- В условиях кризиса бизнес остро нуждается в прозрачных правилах игры, либерализации рынка и в том, чтобы чиновники понимали специфику работы в сфере торговли прессой.
- Международная практика показывает, что политика государственной поддержки печатных СМИ и книгоиздания широко и успешно применяется в большинстве развитых стран. Формы такой поддержки сочетают в себе как прямые финансовые субсидии, так и создание на государственном и региональном уровне льготных, а главное, стабильных условий для ведения социально значимого бизнеса, делают его более привлекательным для инвестиционных вложений, способствуют его эффективному развитию. Например, во Франции, которую можно с полным основанием считать образцовой страной с точки зрения проработанности системы поддержки прессы, успешно применяются меры целевой финансовой помощи на модернизацию и развитие объектов прессы, выделение льготных кредитов на закупку нового оборудования и т.д. Есть положительный опыт поддержки СМИ и в отдельных регионах России. Правда, он не носит повсеместного и системного характера. Тем не менее присутствует. Например, введение льготных условий ведения бизнеса для издателей и распространителей прессы в Липецке (здесь действуют пониженные арендные ставки на землю: плата составляет 10 - 12 рублей за 1 кв. м земли в месяц) или увеличение срока аренды земли и значительное расширение ассортимента для киосков прессы в Казани. Все эти меры во многом способствовали стабилизации ситуации на рынке печатных СМИ. Но для эффективного развития в регионе медиаотрасли в целом необходимы утвержденные максимально расширенные перечни продукции для продажи в киосковых сетях, льготы на электроэнергию, предоставление в долгосрочную аренду земельных участков под торговые павильоны, субсидии на обновление/замену торговых павильонов, предоставление на льготной основе арендных мест для торговли прессой (в местах большого скопления людей, в моллах, парках).
- Почему и как снижение интереса к чтению неизбежно ведет к снижению уровня общекультурной и профессиональной компетентности населения?
- Коммерциализация литературы (здесь о том, что жанровое разнообразие падает из-за законов рынка, можно поговорить о методах дистрибуции, дороговизне книг).ЧТО МОГУТ БИБЛИОТЕКИ- Какая она, национальная модель современной библиотеки? Какие современные формы работы с читателями существуют? Внедрение каких информационных технологий будет способствовать тому, что мы сохраним интерес населения к посещению библиотек? (На примере лучших библиотек Татарстана, России, мира.)
- Организация рабочего пространства для студентов в пределах библиотек, предоставление не только книг, но и компьютеров для работы. (Данная модель работает даже в малонаселенных районах Норвегии - каждый может бесплатно прийти в библиотеку и получить в свое распоряжение книги и кабинет с компьютером.)
- Библиотечный детский автобус (также применяется в деревнях Норвегии, где нет библиотек) - автобус с книгами приезжает в поселок раз в 2 недели, и дети могут взять любые книги, а если книг в наличии нет, то оставить заказ и получить его в следующий приезд автобуса.
- Приоритеты читающих. Что люди читают? Какие книги сегодня берут в библиотеках?
- Роль библиотеки в популяризации чтения.
- Рассказ о конкурсах на присуждение премий Министерства культуры РТ в области библиотечного дела «Лидер» и «Творческий поиск».
- Проведение социологических опросов районными и городскими библиотеками среди своих читателей с целью изучения читательских интересов.
- Как комплектуются книжные фонды в библиотеках? (Контент, финансирование, кто принимает решение.)
- Библиотеки: образовательная функция против развлекательной.
- Рассказы о библиотекарях и библиоманах.ЧТО МОГУТ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ- Бумага против «цифры».
- Развитие электронных библиотек.
- Соблюдение авторских прав при размещении книг в сети «Интернет».ЧТО МОЖЕТ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ- Как и кто в Татарстане вовлекает детей и подростков в процесс чтения, поддерживает интерес к чтению, любовь к литературе?
- Опыт работы конкретных детсадов и школ по привлечению детей к чтению. Как он распространяется?
- Каковы методы работы креативных школьных преподавателей языка и литературы, которые влюбляют детей в книгу? Много ли их учеников выбрали потом жизненный путь, связанный с литературой?
- Приучать детей к чтению стоит в младших классах школы. Нужно уметь заинтересовать детей, пробудить в них интерес - это вопрос учителей. Вопрос родителей - ограничивать использование мобильного телефона, телевизора, планшета и поощрять чтение книг.
ЧТО МОГУТ ЭНТУЗИАСТЫ- Известны ли вам необычные инициативы отдельных библиотек, школ, ДК, людей, способствующих продвижению книги?
- Республиканский конкурс «Книга года» как способ привлечения населения республики к книге, чтению, популяризации национальных литературных произведений.
- Какими могут быть новые площадки для чтения, кроме библиотек? (Например, чтение книг в поликлиниках, больницах, метро, детских домах и т.д. Отдельно рассмотреть опыт «Литературных двориков» в Казани в 2014 году.)
- Библиотечный автобус (см. выше)
- «Читающие» кафе или «анти»-кафе. Тихие кафе, где можно читать в ТИШИНЕ.Например, в центре города, распространенном месте встречи людей, открыть кафе, куда можно зайти на 30 минут между встречами (занятиями), заказать чашку кофе и читать в полной уверенности, что тебя не побеспокоят. Подобная модель кафе работает в городе Рейкьявик, Исландия (кафе - сувенирно-книжный магазин). В это кафе можно прийти, полноценно там поесть и в это время изучать понравившуюся книгу, которую тут же купить. ЧТО МОЖЕТ СЕМЬЯ- Книга и чтение в семье.
- Опросы среди известных успешных людей и школьников. (Например, на тему «Какую роль сыграло чтение книг в вашей жизни?»)
- Юношеская литература и кино.
- Как поднять престиж домашних библиотек?ЧТО МОГУТ МЕДИКИ - Что говорят невропатологи и психиатры о пользе чтения?
- Действительно ли чтение продлевает творческое долголетие?
Президиум Союза журналистов РТПо всем вопросам по акции «Читающий Татарстан» вы можете обратиться к Якуповой Венере Абдулловне - заместителю председателя СЖ РТ, главному редактору газеты «Казанские ведомости», члену Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи России, руководителю рабочей группы по развитию интереса к литературе и чтению. Телефон - 5626430.
Электронный адрес – redkv@kazved.ru
Просим вас также высылать по этому адресу свои работы, чтобы обобщить в конце года совместную деятельность по поднятию интереса к чтению в Татарстане.
- Как на деле осуществляется партнерство власти и структур, способствующих развитию чтения среди населения (библиотек, киосков прессы, издательств, книготорговли, книгораспространения, печатных СМИ и т.д.)?
- Как идет комплектование фондов библиотек? (Совершенствование системы конкурсных закупок.)
- Как, в каком размере госорганы выделяют средства на комплектование библиотечных фондов и подписку?
- Законодательство об авторском праве и его правоприменительная практика.
- Внедрение новых инициатив, способствующих вовлечению детей и молодежи в процесс продвижения книги и чтения (акции «Советую прочитать», конкурсы на лучшую творческую работу по продвижению книги с использованием различных форм представления произведений отечественной и зарубежной литературы, научно-популярных изданий (буктрейлер, буклет, презентация, плакат, эссе…).
- Реализация совместных творческих проектов «Поэты и писатели – передвижники», «Ожившая рубрика» с редакциями литературно-художественных журналов, газет (например, «Идель», «Казан утлары», «Казань», «Казанские ведомости» и др.).
- Внедрение новых форм интеллектуального досуга: «Литературный салон», «Литературное кафе», «Литературная студия».
- «Текст и коммуникация в литературе: новое восприятие» (литературная полемика).
- Какие факторы могут стимулировать появление новых точек по продаже прессы, книжно-печатной продукции? (Рассмотреть роль муниципалитетов, районных администраций в этом вопросе и т.д.)
- Важно обратить внимание на социальную значимость печатной прессы и ее роль в системе информационной безопасности страны. Газеты и журналы в шаговой доступности необходимы для духовного, культурного и нравственного развития нашего общества, укрепления единого информационного пространства страны. Независимое исследование, проведенное ВЦИОМ в октябре 2014 года, показало, что 74% москвичей приобретают бумажные СМИ в киосках прессы. Другое исследование ВЦИОМ в январе 2015 года подтвердило, несмотря на растущую популярность интернет-СМИ, 73% россиян не готовы отказаться от газет и журналов.
- В условиях кризиса бизнес остро нуждается в прозрачных правилах игры, либерализации рынка и в том, чтобы чиновники понимали специфику работы в сфере торговли прессой.
- Международная практика показывает, что политика государственной поддержки печатных СМИ и книгоиздания широко и успешно применяется в большинстве развитых стран. Формы такой поддержки сочетают в себе как прямые финансовые субсидии, так и создание на государственном и региональном уровне льготных, а главное, стабильных условий для ведения социально значимого бизнеса, делают его более привлекательным для инвестиционных вложений, способствуют его эффективному развитию. Например, во Франции, которую можно с полным основанием считать образцовой страной с точки зрения проработанности системы поддержки прессы, успешно применяются меры целевой финансовой помощи на модернизацию и развитие объектов прессы, выделение льготных кредитов на закупку нового оборудования и т.д. Есть положительный опыт поддержки СМИ и в отдельных регионах России. Правда, он не носит повсеместного и системного характера. Тем не менее присутствует. Например, введение льготных условий ведения бизнеса для издателей и распространителей прессы в Липецке (здесь действуют пониженные арендные ставки на землю: плата составляет 10 - 12 рублей за 1 кв. м земли в месяц) или увеличение срока аренды земли и значительное расширение ассортимента для киосков прессы в Казани. Все эти меры во многом способствовали стабилизации ситуации на рынке печатных СМИ. Но для эффективного развития в регионе медиаотрасли в целом необходимы утвержденные максимально расширенные перечни продукции для продажи в киосковых сетях, льготы на электроэнергию, предоставление в долгосрочную аренду земельных участков под торговые павильоны, субсидии на обновление/замену торговых павильонов, предоставление на льготной основе арендных мест для торговли прессой (в местах большого скопления людей, в моллах, парках).
- Почему и как снижение интереса к чтению неизбежно ведет к снижению уровня общекультурной и профессиональной компетентности населения?
- Коммерциализация литературы (здесь о том, что жанровое разнообразие падает из-за законов рынка, можно поговорить о методах дистрибуции, дороговизне книг).ЧТО МОГУТ БИБЛИОТЕКИ- Какая она, национальная модель современной библиотеки? Какие современные формы работы с читателями существуют? Внедрение каких информационных технологий будет способствовать тому, что мы сохраним интерес населения к посещению библиотек? (На примере лучших библиотек Татарстана, России, мира.)
- Организация рабочего пространства для студентов в пределах библиотек, предоставление не только книг, но и компьютеров для работы. (Данная модель работает даже в малонаселенных районах Норвегии - каждый может бесплатно прийти в библиотеку и получить в свое распоряжение книги и кабинет с компьютером.)
- Библиотечный детский автобус (также применяется в деревнях Норвегии, где нет библиотек) - автобус с книгами приезжает в поселок раз в 2 недели, и дети могут взять любые книги, а если книг в наличии нет, то оставить заказ и получить его в следующий приезд автобуса.
- Приоритеты читающих. Что люди читают? Какие книги сегодня берут в библиотеках?
- Роль библиотеки в популяризации чтения.
- Рассказ о конкурсах на присуждение премий Министерства культуры РТ в области библиотечного дела «Лидер» и «Творческий поиск».
- Проведение социологических опросов районными и городскими библиотеками среди своих читателей с целью изучения читательских интересов.
- Как комплектуются книжные фонды в библиотеках? (Контент, финансирование, кто принимает решение.)
- Библиотеки: образовательная функция против развлекательной.
- Рассказы о библиотекарях и библиоманах.ЧТО МОГУТ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ- Бумага против «цифры».
- Развитие электронных библиотек.
- Соблюдение авторских прав при размещении книг в сети «Интернет».ЧТО МОЖЕТ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ- Как и кто в Татарстане вовлекает детей и подростков в процесс чтения, поддерживает интерес к чтению, любовь к литературе?
- Опыт работы конкретных детсадов и школ по привлечению детей к чтению. Как он распространяется?
- Каковы методы работы креативных школьных преподавателей языка и литературы, которые влюбляют детей в книгу? Много ли их учеников выбрали потом жизненный путь, связанный с литературой?
- Приучать детей к чтению стоит в младших классах школы. Нужно уметь заинтересовать детей, пробудить в них интерес - это вопрос учителей. Вопрос родителей - ограничивать использование мобильного телефона, телевизора, планшета и поощрять чтение книг.
ЧТО МОГУТ ЭНТУЗИАСТЫ- Известны ли вам необычные инициативы отдельных библиотек, школ, ДК, людей, способствующих продвижению книги?
- Республиканский конкурс «Книга года» как способ привлечения населения республики к книге, чтению, популяризации национальных литературных произведений.
- Какими могут быть новые площадки для чтения, кроме библиотек? (Например, чтение книг в поликлиниках, больницах, метро, детских домах и т.д. Отдельно рассмотреть опыт «Литературных двориков» в Казани в 2014 году.)
- Библиотечный автобус (см. выше)
- «Читающие» кафе или «анти»-кафе. Тихие кафе, где можно читать в ТИШИНЕ.Например, в центре города, распространенном месте встречи людей, открыть кафе, куда можно зайти на 30 минут между встречами (занятиями), заказать чашку кофе и читать в полной уверенности, что тебя не побеспокоят. Подобная модель кафе работает в городе Рейкьявик, Исландия (кафе - сувенирно-книжный магазин). В это кафе можно прийти, полноценно там поесть и в это время изучать понравившуюся книгу, которую тут же купить. ЧТО МОЖЕТ СЕМЬЯ- Книга и чтение в семье.
- Опросы среди известных успешных людей и школьников. (Например, на тему «Какую роль сыграло чтение книг в вашей жизни?»)
- Юношеская литература и кино.
- Как поднять престиж домашних библиотек?ЧТО МОГУТ МЕДИКИ - Что говорят невропатологи и психиатры о пользе чтения?
- Действительно ли чтение продлевает творческое долголетие?
Президиум Союза журналистов РТПо всем вопросам по акции «Читающий Татарстан» вы можете обратиться к Якуповой Венере Абдулловне - заместителю председателя СЖ РТ, главному редактору газеты «Казанские ведомости», члену Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи России, руководителю рабочей группы по развитию интереса к литературе и чтению. Телефон - 5626430.
Электронный адрес – redkv@kazved.ru
Просим вас также высылать по этому адресу свои работы, чтобы обобщить в конце года совместную деятельность по поднятию интереса к чтению в Татарстане.