Чего ожидать потребителю дальше? Будет ли очередной скачок или цены на «социалку» постараются сохранить в теперешнем виде? И вообще, насколько грамотным было решение о заморозке?К истории вопроса. Эта мера соцзащиты применяется в постсоветской России не впервые. В октябре 2007 года крупнейшие российские торговые сети и производители подписали соглашение, вынуждавшее их в течение нескольких месяцев не превышать торговую наценку на социально значимые продукты более чем на 10%. Реакция рынка не заставила себя ждать. В ожидании будущего роста цен потребители стали массово скупать продукты, включая и те, цены на которые не были зафиксированы государством.Решение о заморозке негативно сказалось и на качестве товаров. Некоторые производители, стремясь сократить расходы, стали покупать за рубежом более дешевое сырье, к примеру дешевый молочный порошок вместо натурального молока. В итоге инфляцию если и удалось затормозить, то только на время, ограниченное соглашением о заморозке.Цены - вверх! Напомним нынешнюю ситуацию. Декабрь 2014-го, рубль резко ушел в пике, и рост цен не заставил себя ждать. На некоторые товары они буквально зашкаливали. В одном из казанских супермаркетов килограмм кабачков предлагали аж за 450 руб. В этом же магазине, кстати, автор стал свидетелем такой сценки. Мужчина эмоционально отчитывал продавца, тыча пальцем на мясо стоимостью под 800 рублей.- А что вы хотите? Смотрите, что с долларом делается! - не сдавалась продавщица.- Но мясо-то у вас не за доллары куплено! - парировал покупатель.И так было практически в каждом магазине. Особенно расстраивали потребителей ставшие неподъемными цены на сыр (на отдельные сорта цена доходила до 2000 руб.), крупы, сахарный песок и фрукты.И ритейлеры договорились. Виновных в сложившейся ситуации быстро нашли. Ими оказались крупные торговые сети и предприниматели, установившие в своих точках «неправильные» цены. Сразу же после зимних каникул по всей стране начались массовые проверки ритейлеров на вшивость. Однако ни предупреждения, ни штрафы, ни даже административные наказания оказались в итоге неэффективны - цены в магазинах по-прежнему ползли вверх.Временное решение проблемы предложили сами ритейлеры. В конце февраля крупнейшие розничные сети, входящие в Ассоциацию компаний розничной торговли, договорились заморозить цены на социально значимые продукты. К ним относятся некоторые виды мяса, куры, неразделанная замороженная рыба, молоко и некоторые молочные продукты, сахар и соль, подсолнечное масло. После этого цены стали постепенно успокаиваться… Бюджетные яблоки вновь опустились с 90 до 60 руб., цена сахара с отметки 70 постепенно стала снижаться, подешевели мука, крупы. Но сейчас, когда срок заморозки подходит к концу, неизбежно встает вопрос:А что дальше? К чему же приведет нынешняя регулировка цен? И вообще, стоило ли правительству принимать столь не рыночное решение? Вот что говорят известные казанские ученые-экономисты.Тимур Крамин, проректор по корпоративному управлению ИЭУП, директор НИИ проблем социально-экономического развития: Безусловно, данная мера на определенный период снижает уровень социальной напряженности. Но что произойдет, когда договоренность о замораживании цен будет отменена? И здесь возникает ряд вопросов. Первый: на каком уровне заморозили цены? Ведь их повышение на некоторые товары на тот момент уже произошло. Во-вторых, решение о заморозке было принято с сохранением свободных цен на другие группы товаров. В целях компенсации потерь торговые сети могли поднять их на другие товары. Если по истечении двух месяцев цены на «социалку» поднимутся, то другие товары уже не подешевеют. Обычно в торговых сетях цены не снижают.В целом моя позиция такова: решения в таких случаях должны приниматься системно. Смотреть на ситуацию в целом, по всем группам товаров, поэтапно. Нужно все эффекты планировать как с точки зрения социальной политики, так и учета интересов коммерческих структур, государства. В данном же случае мы имеем дело с узким одноразовым решением, которое может дать несколько различных сценариев и, как следствие, неопределенность.Айдар Аюпов, профессор КФУ, директор института непрерывного образования: Любая протекционистская политика государства эффективна только до определенного момента. Замораживание цен на социально значимые продукты неизбежно ведет либо к увеличению цен на товары, не входящие в эту категорию, либо к исчезновению «социалки» с полок некоторых магазинов. На мой взгляд, в данной ситуации нужно предпринимать более кардинальные меры. К примеру, развивать импортозамещение, поддерживать отечественных товаропроизводителей, субсидировать отечественное сельское хозяйство, что и делает сейчас российское правительство.Необходимо создавать условия для полного цикла переработки сельхозпродукции - когда она производится и перерабатывается у самого сельхозпроизводителя. Это ликвидирует цепочку посредников. В результате себестоимость продукции оказывается гораздо ниже, что, естественно, ведет к снижению конечной розничной цены. При этом внакладе не остаются и сами сельхозпроизводители, получая дополнительную прибыль как от производства, так и от переработки своей продукции.Наталья Каленская, профессор КФУ, заведующая кафедрой маркетинга: Как известно, в стране сейчас есть четкая ориентация на импортозамещение. Это очень важная стратегическая задача. Снизив цены, государство дает возможность проявить себя местным товаропроизводителям, что позитивно отразится на экономике России в целом и Татарстана в частности. И даже если в дальнейшем и будет повышение цен, то весьма незначительное. Иначе мы можем отпугнуть местных производителей и потерять ту нишу, которая образовалась как преимущество для развития товаропроизводства.ГЛАВНЫЙ ВОПРОС. Нужно ли закупаться впрок? Скакнут цены к майским праздникам или медленно, но верно будут ползти вверх, как, собственно, и было до акции с заморозкой? Однозначного ответа у ритейлеров мы не получили. Филиалы федеральных сетей кивают на Москву, местные ритейлеры с официальным ответом не торопятся. Удалось побеседовать только с представителем одной торговой компании, пожелавшим сохранить инкогнито.- Думаю, серьезного повышения после окончания заморозки не предвидится, - уверен он. - Во-первых, цены заморозили уже на кризисном уровне. Во-вторых, наценка на социально значимые товары и так не определяющая - потери на «социалке» можно отбить за счет других товаров. Ну и наконец, по окончании заморозки ритейлеры будут вынуждены подстраховаться, чтобы избежать дальнейших проверок.На главный наш вопрос, стоит ли закупать продукты впрок, собеседник ответил, что делать этого не нужно. Но у населения на этот счет свое мнение. В последнее время в магазинах то и дело встречаешь покупателей, которые основательно затовариваются. В основном берут по нескольку упаковок сахара, чая, круп и других товаров из социальной корзины. Наученный многолетним опытом, наш народ рассуждает так: даже если не будет резкого скачка, снижения цен ожидать не приходится. Так что лучше подстраховаться.МНЕНИЕ ТОРГОВОЙ СЕТИ. Когда материал уже был готов к печати, поступил ответ из компании Metro Cash&Carry. Оксана Токарева, руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям МЕТРО Кэш энд Керри: В отношении цен на другие товары мы ведем постоянный диалог с поставщиками, обсуждая каждый конкретный случай повышения цены. Однако на некоторые категории товаров возросла отпускная цена, что неизбежно повлекло и рост закупочной цены для нашей компании. Мы постоянно в переговорах с поставщиками, в случае, если они предлагают повышение цен, тщательно проверяем всю аргументацию со стороны поставщиков. Если же видим, что повышение цен обоснованно (импортное сырье и упаковочные материалы, например), то принимаем повышение в оговоренном с поставщиком размере. Если же он не приводит убедительных аргументов, вынуждая нас необоснованно принимать цены, пересматриваем сотрудничество с ним в части объемов и ассортимента. В этом случае ищем альтернативные ассортиментные решения.Мы не прогнозируем роста цен, так как по факту узнаем об увеличении цен поставщиками. Но, являясь крупной международной торговой компанией, делаем все возможное в переговорах с поставщиками относительно увеличения цен и самостоятельно ищем альтернативные ассортиментные решения, для того чтобы предложить нашим клиентам самые выгодные товары.МЕТРО Кэш энд Керри объявило о заморозке цен 12 февраля сроком более чем на два месяца - до конца апреля. Принято решение зафиксировать цены на основной ассортимент социально значимых товаров (таких как молоко, хлеб, крупы, макароны и другие) во всех торговых центрах во всех 46 регионах присутствия компании в России. Заморозка цен на социально значимые товары зависит от дальнейшей ситуации на рынке продовольствия. Компания проанализирует эту ситуацию в конце апреля, когда будет истекать срок на ранее объявленную заморозку, и примет соответствующее решение.
Что будет с ценами на продукты после их разморозки?
Скакнут ли они к майским праздникам или медленно, но верно будут ползти вверх? Чуть меньше месяца остается до завершения инициативы крупных российских ритейлеров о замораживании цен на социально значимые продукты.