Что увезут из Казани на память участники Универсиады-2013?

В последнее время в прессе немало обсуждают сувенирную торговлю в Казани. В связи с предстоящей Универсиадой и задачами по развитию туристического бизнеса тема эта становится все более актуальной, а пестрое изобилие сувенирных прилавков города дает простор для различных суждений.

news_top_970_100
 У каждого свой интерес Разумеется, точка зрения каждого из участников дискуссии отражает сферу его интересов. Искусствоведы ратуют за сохранение народных традиций, ужасаются засильем дешевых поделок; мастера народных промыслов испуганы финансовыми требованиями новоявленных обладателей местных брендов; законопослушные торговцы требуют защиты от конкуренции пиратской уличной торговли. Оптовики обвиняют друг друга в заполнении рынка «китайщиной», а туристы радуются дешевизне купленной с лотка тюбетейки, не задумываясь о ее происхождении.Казалось бы, налицо эффект «лебедь - рак - щука», а также очередной захват рынка зарубежным ширпотребом. На самом деле картина несколько сложнее. Этот бизнес вырос из мелкого предпринимательства 90-х, раскрутился в преддверии празднования тысячелетия и представляет из себя небезынтересный феномен. Только на территории кремля сувенирных прилавков около четырех десятков, не меньше и на ул. Баумана, впрочем, их количество меняется в зависимости от времени года и, главное, от потока туристов. Именно за счет денег, которые тратят в Казани приезжие, бизнес продолжает активно развиваться. Трудно найти пример подобного процветания других видов легкой промышленности в Татарстане. Сувенир как средство существованияВ изготовлении и продаже симпатичной мелочовки так или иначе занято несколько тысяч человек, обеспечивая городу ручеек финансов извне. За приток туристических денег борются многие города, и не только российские. Даже если учесть, что часть этой деятельности остается в «сером» секторе, средства, приходящие в Казань, дальше работают в ее экономике - люди содержат семьи, делают в городе покупки. Что немаловажно, здесь задействованы работники, не всегда находящие себе применение в других сферах деятельности, - пенсионеры, инвалиды, учащиеся, женщины разного возраста и жизненных обстоятельств. Немалая часть сувениров, особенно традиционных национальных, изготовляется надомниками, нередко из сельской местности. В сложные времена кустари на фоне всеобщей невыплаты зарплаты зарабатывали далеко не щедрую, но все-таки денежку, чем и поддерживали свои семьи. Их тюбетейки-калфаки и стали первой ласточкой нынешнего сувенирного изобилия. В данном секторе экономики приватизировать было нечего, бизнес вырос за счет средств и усилий самих предпринимателей. И пока что даже олигархи казанской «сувенирки» при необходимости сами таскают ящики с товаром.Дорогой калфак рядом с дешевым магнитикомНе стоит рассматривать содержимое прилавков единым блоком, сравнивая конвейерные магнитики и авторские изделия и противопоставляя их друг другу: вот это «правильные» сувениры, а это бяка-дешевка. Этот бизнес подчиняется общим законам экономической деятельности в сфере товаров народного потребления. Продукция делится на отдельные категории, отличающиеся одна от другой по качеству, тиражу и цене и соответственно рассчитанные на разные группы покупателей. Особенно четко это прослеживается там, где бизнес соприкасается с художественной деятельностью, о чем хорошо известно воротилам шоу-бизнеса и кинематографа, производителям модной одежды. Представим себе пирамиду, где в основании дешевая крупносерийная «массовка», приносящая основную часть прибыли, в середине - качественная, относительно мелкосерийная продукция и вершина пирамиды - единичные авторские изделия. Наиболее наглядно это проявляется в индустрии моды - элитная одежда от-кутюр, бутики и ширпотреб с рынка. Для каждой категории свои правила,  но в то же время они друг без друга существовать не могут, и случается, все же перемешиваются на прилавках. Для «сувенирки» подобное смешение скорее правило, чем исключение.Китайский след татарской тюбетейкиИзрядную часть конвейерной «массовки» производят в Китае, главной мастерской планеты, просто потому, что дешевле, чем там, не сделают нигде, а дешевизна - главный параметр продукции из основания пирамиды. Точно такие же грошовые тюбетейки, как продают у нас, можно увидеть на головах афганцев или африканцев в выпусках теленовостей, критиковать их за отсутствие татарской специфики несерьезно. Зато многие другие сувениры выпускаются специально для Казани - с изображением ее достопримечательностей и часто по заказам казанских оптовиков. В то же время на прилавках, основной оборот которых держится на дешевом ассортименте, всегда присутствуют изделия местного изготовления, нередко ручной работы. Но и в магазинах, торгующих сувенирами авторскими, нет-нет да и мелькнет что-то «беспородное». Слишком велика в городе конкуренция, и благими намерениями не оплатишь высокую «центровую» аренду. Торговля идет на перехват главных туристических потоков, и за наиболее «уловистые» участки по руслу этого потока идет борьба, в которой средства не слишком выбирают. Например, представьте себе хозяина магазинчика в центре. В летнее воскресенье в разгар торговли он обнаруживает, что вход в его магазин фактически перегорожен кочующим пиратским прилавком с дежурным ассортиментом и ценами, заведомо более низкими, чем у него: «пираты» аренду и налоги не платят. И насколько скоро начальство на сбор всяческих «добровольных взносов», столь же медлительно на защиту своего «дойного стада» от подобных набегов. Торговля спасается расширением ассортимента, сейчас в рядовом киоске товара больше, чем в крупном магазине подарков из прежних времен. Почему не мы?Тенденция последнего времени - рост количества изделий со спортивной тематикой, что закономерно. Еще одна особенность казанских прилавков - изобилие мусульманской атрибутики. Четки, обереги, головные уборы и так далее популярны у туристов как местная экзотика, но нередко покупаются и верующими мусульманами, особенно из городов, где нет подобных товаров. Правда, стоит заметить, что для этого существуют и отдельные прилавки при мечетях, но это не меняет картины, поскольку поставщики товара в основном те же, что и у сувенирщиков. Этот ассортимент пользуется большим спросом во время «гастрольных» выездов торговцев по городам России в сезон проведения традиционного Сабантуя. И вот здесь действительно стоит пожалеть, что, не считая все тех же местных калфаков-тюбетеек, товар за редким исключением весь импортный. «Мусульманский» рынок европейской части России довольно обширен, и поскольку этот товар по стране в немалой степени распространяется через Казань, не стоило бы его целиком отдавать китайским и турецким производителям. Разумеется, часть изделий вроде платков-шарфов-шалей требует серьезной технологической базы и, что немаловажно, многолетнего опыта в этом вроде бы несложном производстве. Не получается пока производить самим, зарабатывают на импорте. Но обидно, что даже белые батистовые платочки, что испокон веку носили татарочки, вышиваются сейчас на программных автоматах где-то за семью морями, ведь не такое уж это дорогостоящее оборудование. И разве не нужно в Татарстане создавать рабочие места для женских рук? Впрочем, это относится и к производству сувениров в целом. Разве веселая возня с пестрыми «фитюльками» - неподходящая работа для школьников на время каникул? И разве система УФСИН не ищет работу для своих подопечных? Как бы ни был плотно заполнен рынок, всегда найдется место симпатичной, остроумно придуманной штучке. И не стоит забывать опыт советских времен. Какие подарки мы везли из Казани в другие города, старались здесь приобретать приезжие? Во-первых, стеклянные заварочные чайники, во-вторых, татарские тапочки и конечно чак-чак.Из всего этого ряда только с чак-чаком дело обстоит благополучно, хотя не мешало бы, чтобы он чаще был представлен в сувенирно-подарочной упаковке. Похоже, что и стекольное производство в Васильево, столь перспективное в плане производства подарочной продукции, вновь наладят. А вот национальная обувь из разряда ширпотреба перешла в разряд довольно редких дорогостоящих изделий. А ведь на основе кожаной пластики, самобытнейшего из татарских народных промыслов, можно было бы разработать обширный класс сувениров в истинно казанских традициях, и не только дорогих, как сейчас. Может, стоит поэкспериментировать?Только не стоит забывать, что сувенирный бизнес не так прост и предсказуем, как это выглядит на первый взгляд. Гораздо проще придумать, изготовить нечто красивое и даже иметь с этим успех на выставках, чем наладить товарное производство и при этом получать доход. Каждый раз требуется очень точное попадание в определенную категорию ассортимента, баланс соотношения цены и качества, учет трудозатрат. Потребительский спрос капризен, конкуренты не дремлют, чуть просчитаешься - товар невостребован или нерентабелен. Маркетинг - основа любого современного бизнеса. Тем более интересно проверить свои способности: фантазию и изобретательность, мастеровитость, художественный вкус, деловую хватку. Опять же Универсиада... Поле деятельности все еще открыто для желающих, и можно поэкспериментировать в этой области не без пользы для родного города, поработав на его имидж и благосостояние, да и себя любимого в обиде не оставить.

news_right_column_240_400