Дворовые автостоянки лишают казанцев здоровья

Несут ли они экологическую опасность и какой вред наносят взрослым и детям? Способствуют ли наряду с другими факторами росту заболеваемости казанцев раком?

18 февраля этого года «КВ» опубликовали статью «Десять советов министра здравоохранения Татарстана по поводу того, можно ли защитить себя от рака». Хорошие советы, но, на мой взгляд, нет анализа причин резкого роста заболеваемости раком в РТ. Зато приведена устрашающая статистика: «Сейчас каждый 43-й татарстанец болен раком. В республике на учете с онкозаболеваниями состоят 90615 пациентов. Показатели смертности в 2015 году выросли на 7,9%».

Мне 74 года, все детство прожил в деревне, но до сих пор помню, что крестьяне никогда не выкашивали придорожную траву на корм скоту. Соблюдалась своеобразная полоса отчуждения от дороги. Старики знали: земля, примыкающая к дороге, таит в себе угрозу. Все, что там растет, вредно. Сегодня наши дворы, забитые машинами, превратились в сплошную дорогу без зоны отчуждения. В связи с этим напрашиваются вопросы:

1. Так ли безвредны стоянки автомобилей для жителей домов, особенно для детей, играющих на клочке дворовой территории среди припаркованных машин?
2. Кто-нибудь проверял территории дворов на наличие вредных веществ в воздухе, грунте, траве?
3. Существует ли допустимое содержание вредных веществ во дворах, где имеется законная или незаконная автостоянка, и как это соблюдается?
4. Какой опасности подвергают жителей машины, которые разъезжают по всему городу и за его пределами и привозят на своей поверхности бог весть что?

Сейчас в Казани практически нет предприятий, выбрасывающих вредные вещества в атмосферу. Но кривая заболеваемости раком упорно  идет вверх. В чем же дело? Может быть, неконтролируемый рост автомобильных стоянок - один из главных факторов онкозаболеваний? Печальнее всего, что наравне со взрослыми раком болеют дети. Но ведь детская жизнь - это всего лишь дом, детский сад или школа, игры во дворе, где повсюду стоит автотранспорт. Значит, наступила пора комплексного обследования воздуха в наших дворах на наличие в нем вредных веществ.

По данным «Яндекс.Пробки», Казань - самый комфортный город для движения транспорта. Приводятся такие цифры: «Если на 1 января в городе было 358 тысяч машин, то сейчас уже 386 тысяч. А к 2020 году ожидается 320 автомобилей на 1000 человек». Но если за год число машин увеличилось почти на 30 тысяч, то смертность от онкозаболеваний выросла почти на 8%. Есть ли связь между этими цифрами? Считаю, что самая прямая.

Специалисты Санкт-Петербургского НИПИ предложили Казани новую транспортную модель. По прогнозам института, за 5 лет нагрузка на улично-дорожную сеть вырастет у нас на 70 - 75% (сегодня - 30%). Вследствие этого планируется строительство новых развязок. Это хорошо. Но! Ничего не сказано о том, где такая армада машин будет стоять по ночам. Об автостоянках речи даже не ведется. Следовательно, дворы по полной будут забиты машинами.

Выход вижу не в сокращении бесплатных уличных парковок, а в строительстве муниципальных специализированных многоуровневых автостоянок из более дешевых материалов с приемлемыми расценками на машиноместа. Считаю, земли для их создания еще есть. Например, у нас в микрорайоне Первые Горки можно построить несколько многоуровневых автостоянок на ул. 2-й Туринской (на месте существующей стоянки), возле МКДЦ. Свободные территории есть в микрорайоне Старые Горки - в глубоком овраге, идущем почти от ул. Мавлютова до Оренбургского тракта, в овраге на ул. Карбышева. Уверен, при приемлемых ценах автостоянки будут пользоваться спросом у собственников машин из близлежащих микрорайонов.

Где взять деньги для строительства многоуровневых стоянок? Неплохо бы привлечь для участия в строительстве таких стоянок бизнесменов, торгующих машинами (прибылью нужно делиться), а также самих владельцев автотранспорта и предоставить им определенные льготы. Муниципалитет города тоже должен внести свой вклад. А главное, как во многих странах (прежде всего в Японии), пора ввести регулируемую продажу автотранспорта. Есть машиноместо на официальной стоянке или гараж - покупай машину. Нет - жди, когда место появится. Сейчас заговорили о платных стоянках во дворах. Мое мнение: на территории дворов не должно быть ни платных, ни бесплатных автостоянок, там могут располагаться только карманы для временного и служебного пользования машинами.

Мы пытаемся сделать Казань лучшим городом России. Но можно ли считать таковым город, в котором дворы забиты машинами? Хочу обратиться и к собственникам автомобилей: не окажетесь ли в скором времени вы сами, а также ваши дети или внуки в числе заболевших раком? Умереть пожилым - закономерно. Умереть от рака молодым, особенно ребенком, - это страшно и несправедливо.

КВ
Лента новостей