Выбирая фильтр для воды, «фильтруйте» продавца!

По сети гуляют рассказы возмущенных россиян, которые жалуются на коммивояжеров, устанавливающих «сомнительного качества стационарные фильтры для очистки воды».
Этот товар уже успели опробовать на себе жители Петрозаводска, Архангельска, Ижевска и других городов. В Казани подобные истории пока не получили широкой огласки. Непонятно, то ли бабушки и дедушки - целевая аудитория сбытчиков, не дошли до интернета, то ли даже они, доверчивые, сначала с детьми и внуками советуются, прежде чем выходить на псевдособрания жильцов, на которые их зазывают «неравнодушные к качеству холодной воды» распространители.Звонок «КВ» в Роспотребнадзор дал ситуацию в статистике. Республиканские борцы за права и благополучие человека в 2012 - 2013 году приняли 10 обращений от людей, которые приобрели фильтры очистки воды. В консультационный центр поступило 14 обращений, связанных с качеством купленного фильтра. По словам специалистов, практически все обратившиеся сообщали о том, что распространители фильтров собирали жильцов дома, преимущественно пенсионеров, исполняя им песни о чудо-достоинствах распространяемых фильтров и льготах для пожилых людей. Схема работы проверенная в других городах и себя зарекомендовавшая. Простейшая до неприличия, она в то же время способна зацепить человека, который и о здоровье семьи заботится, и по закону живет. В разгар обязательно рабочего дня, когда дома, кроме неработающих пенсионеров, никого нет, звонит такой распространитель в каждую дверь и любезно приглашает на «внеплановое» (или «экстренное») собрание жильцов дома. Дескать, оно посвящено качеству воды из-под крана. Обращаясь к своей аудитории, «лектор» призывает бабушек и дедушек позаботиться о своем здоровье и благополучии  внуков и внучек. А сделать это можно, только самостоятельно повысив качество основы жизни на земле - холодной воды. И в этом, конечно, помогут не фильтры проверенных известнейших марок, а только тот, который предлагается распространителем. Эмоции должны накрыть аудиторию с головой. «Лектор» говорит обо всем, что связано с нашим благополучием: о «плохой экологии», «ужасной воде» и тому подобном. Со всем этим, напирает он, призвана бороться федеральная программа «Чистая вода», которая якобы предусматривает установку льготных фильтров. Доказательств, научных данных и наглядных экспериментов столь пылкая речь не требует. А если разговор об одной только экономии не срабатывает, распространитель подчеркивает, что в ближайшее время установка фильтров якобы станет обязательной. И  заберет из кармана пенсионера более 12 тысяч рублей вместо 7 тысяч, которые он просит за свой товар сейчас. Этому не надо верить. И вот почему.Федеральная целевая программа на 2011 - 2017 годы действительно существует, но не в таком виде, в каком ее преподносят частные распространители фильтров. Среди ее целей - улучшение качества питьевой воды для населения и доведение услуги по водоснабжению до уровня, отвечающего потребностям жизнедеятельности человека. Но вот об обязательной установке фильтров под каждым краном и конкретных ценах речь вовсе не идет. Это понятно: согласно антимонопольному законодательству государство не участвует ни в регулировании цен на товары такого рода, ни в поддержке таких товаров на рынке. Договор. Вместе с заявлениями обратившиеся принесли специалистам управления документы, прилагаемые к фильтру. Их анализ показал, что гарантия на фильтры - 36 месяцев. Статья же 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» гласит: в случае приобретения товара ненадлежащего качества потребитель вправе потребовать расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной суммы. - В том случае, если потребитель считает, что приобрел фильтр ненадлежащего качества или оно не соответствует заявленным параметрам, он вправе обратиться с претензией к продавцу, - раскрывают алгоритм действий специалисты Роспотребнадзора. - В случае спора о возникновении недостатка продавец обязан провести проверку качества фильтра и экспертизу товара за свой счет. Если потребитель не согласен с результатами экспертизы, он может оспорить ее в суде. На месте распространителя. Что же заставляет распространителей всеми способами сбывать свой товар? В руки корреспондента «КВ» попал договор, который заключил один из претендентов на эту работу. Документ, полный грамматических ошибок, заключается на месяц. Согласно договору не факт, что распространитель получит свое вознаграждение после череды пылких собраний с жильцами. На зарплату он может претендовать только в том случае, если удастся выполнить план: более 5 - 7 проданных фильтров в день! Как уж тут не разбиться в лепешку и не продать пенсионерам очиститель! Причем, указано в договоре, «исполнитель сам уплачивает за себя все налоги, предусмотренные действующим законодательством РФ, с сумм, полученных по настоящему договору». Со своей стороны индивидуальный предприниматель обязуется создать работнику нормальные условия для работы, ознакомить его с действующим законодательством о материальной ответственности. А еще «обучает стажера по оказанию маркетинговых услуг, работе с покупателем...» и т.д.Здесь ситуация между работодателем и распространителем складывается еще более абсурдная! Так называемое обучение состоит из одной публикации по теме очистки воды, где приводятся различные цифры, якобы свидетельствующие о том, как у нас все плохо с водой. Статистика предоставляется без указания источников. Вкупе с договором и статейкой идут распечатки правил представления товара покупателю. Здесь же по косточкам разбирается содержание предоставляемой дедушкам-бабушкам информации: 37% в ней занимают интонации, 35% - жесты, 20% - мимика и лишь 8% остается речи. Все это надо внимательно прочитать и, получив товар на руки, идти сквозь закрытые двери. Этому способствуют мотивационные лозунги вроде «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Так что с той стороны напор в случае встречи будет еще тот. Придраться с юридической точки зрения тут не к чему: все «согласно действующему законодательству». Реализуется конкретный товар, на который дается гарантия, и заключается договор с покупателем. И неважно, что себестоимость этих фильтров минимальна, закупает их ИП по мизерной цене, совершенно не заботясь о качестве реализуемого товара. А сам очиститель, считают их купившие, не только не улучшает качество воды, но и «делает чай невкусным». В случае спора таскаться по судам мало кому охота. Проверенным маркам незачем долбиться к нам в дверь.

Комментарий юриста Татьяны ЧАШИНОЙ: - В силу ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» покупатель имеет право на достоверную информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Нарушение этого права (а предоставление искаженной, ложной, недостоверной информации также свидетельствует о нарушении права потребителя) является основанием для расторжения договора купли-продажи. Кроме того, нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации влечет для продавца гражданско-правовую (материальную) ответственность, а также административную ответственность, предусмотренную частью 1 ст. 14.8 КоАП РФ. Штраф на должностных лиц - в размере от 500 до одной тысячи рублей, на юридических лиц - от 5 до 10 тыс. рублей.

КВ
Лента новостей