В ноябре прошлого года мэрия Казани сообщила о начале реставрации памятника архитектуры федерального значения «Дом Дротоевского» на улице Карла Маркса, 56/11. По данным Комитета Татарстана по охране объектов культурного наследия (Комитет ОКН), в здании, которое было построено в 1837 году по проекту архитектора Фомы Петонди, должны укрепить фундамент, установить полы и перекрытия, произвести монтаж крыши и гидроизоляцию стен. Также специалисты должны привести в надлежащее состоянии деревянные конструкциями во внутренних помещениях. Посла реставрации дом Дротоевского приспособят для современного использования.
Как стало известно на этой неделе во время экскурсии журналистов на объект, реставрацию памятника планируют закончить к концу года. После чего туда переедет Комитет ОКН.
На сегодняшний день в доме Дротоевского проведено усиление бутового фундамента, сделана гидроизоляция, железобетонная «рубашка» по внутренней части, обеспечивающая зданию конструктивную безопасность. Кроме того, в стены, которые были в трещинах, сделали инъекции скрепляющего раствора, рассказал председатель Комитета ОКН Татарстана Иван Гущин.
«СМИ не являются специалистами и не могут увидеть нарушений»
Резкий интерес ТРО ВООПИиК к реставрационным работам в доме Дротоевского возник именно после визита журналистов. Помощник Президента Татарстана и самый активный член общества Олеся Балтусова направила обращение в Комитет по вопросу доступа и осмотра объекта культурного наследия. Из-за того, что в здании проводились противоаварийные работы, у комитета нет возможности успеть подготовить здание к дате, указанной в обращении — 2 февраля, ответствовали там.
«На основании государственного контракта и необходимой разрешительной документации на объекте проводятся противоаварийные и ремонтно- реставрационные работы. С этой целью по периметру фасадов установлены строительные леса с подмостями. Для устройства гидроизоляции и усиления фундаментов на территории объекта заложены раскопы и траншеи. Со стороны двора производится монтажные работы с помощью крупногабаритной техники», — ответили в Комитете (ответ ведомства Гущина опубликован в группах ТРОО ВООПиК в соцсетях – прим. Ред.).
Также для посещения реставрационной зоны было необходимо дополнительное разрешение и организации, занимающейся строительством, отметили в пресс-службе ОКН.
«Комплекс указанных мероприятий представляет угрозу для безопасного
пребывания людей на территории объекта культурного наследия. Ввиду изложенного, проведения осмотра объекта культурного наследия 02 февраля текущего года не представляется возможным», — также говорилось в сообщении.
Такой ответ возмутил Балтусову – она восприняла объяснения комитета как категоричный отказ. В этот же день на ее личной странице в Facebook появились такие высказывания: «Новость года — отказ членам общества охраны памятников в визите на объект реставрации. Как вам такое, товарищи независимые журналисты?»
Обращалась помощник Президента к «независимым журналистам». Но, судя по посту в группе ТРО ВООПИиК во «ВКонтакте», недовольны в обществе, чьим активным членом является Балтусова, оказались именно экскурсией СМИ на объект.
По мнению участников общества охраны памятников, им отказали в посещении дома Дротоевского из-за того, что Комитет что-то скрывает от градозащитников под реставрацией. На экскурсию позвали именно представителей СМИ, потому что они некомпетентны в вопросах реставрационных работ и не смогут увидеть нарушений, высказались в посте.
«Комитет не отказывает»
Комитет Татарстана по охране объектов культурного наследия ответил на возмущения членов общества.
«Комитет по охране объектов культурного наследия Татарстана, как изложено в письме от 01.02.2022, не отказывает представителям ТРО ВООПИиК в проведении осмотра объекта культурного наследия „Дом Дротоевского“, ул. К. Маркса 56/11», — объяснила пресс-служба Комитета журналисту «Казанских ведомостей».
Дело в том, говорят в ведомстве Гущина, что запрос о посещении усадьбы пришел только 31 января, а общество просило предоставить такую возможность уже 2 февраля. За такое время невозможно подготовить объект, в котором ведут серьезные реставрационные работы, — это не безопасно, говорят в Комитете.
Что же насчет журналистов? Пресс-тур для представителей СМИ планировали заранее и подготовили территорию — остановили работы, убрали технику с территории объекта, обеспечили безопасность людей. В ближайшее время такие же действия выполнят для того, чтобы предоставить осмотр дома и членами ТРО ВООПИиК, отметили в пресс-службе.
Очень странные дела
Опустим вопрос о логическом несоответствии призывов Олеси Балтусовой, опубликованным на ее странице и на страницах Общества охраны памятников: журналисты не могут освещать реставрацию от Комитета ОКН, но журналисты могут осветить претензии татарстанского «Хранителя наследия» к охранному же ведомству, но поднимем другой.
Комитет ОКН и ТРО ВООПИиК выполняют одну и ту же функцию — сохраняют исторические и культурные объекты республики, так почему Балтусова и члены общества так ревностно отреагировали на отказ на допуск в дом Дротоевского? Если участники общества, как они пишут сами в посте, прикладывали так много усилий для спасения дома Дротоевского в течение многих лет, так почему они не могут просто договориться о приемлемых датах с Комитетом и подождать этих дат посещения, тут ведь речь даже не о месяцах?
Пока же Балтусова и, судя по всему, с ее легкой руки общество охраны памятников предпочли заранее закинуть подозрения в нарушениях реставрации со стороны Комитета в соцсети. То есть Помощник Президента с первого обращения публично объявила войну государственному же ведомству, отбросив всякую возможность переговоров и договоров между собой, Комитетом ОКН и ТРОО ВООПИиК, то есть нормальной обычной, но очень важной работы. Хотя, впрочем, такой, о которой громко не крикнешь.
Очень странные дела.