Ван Юйцань исполнился 21 год. Три года назад он приехал из Китая назад, чтобы получить образование в Казанской консерватории. За последний год он приобрести известность: играл на концерте в честь инаугурации Президента Татарстана Рустама Минниханова и на закрытии Шаляпинского фестиваля, а сегодня выступит с Государственным симфоническим оркестром РТ под руководством Александра Сладковского.
И раз у нас интервью с музыкантом, мы его разбавили музыкальными вставками. Ван Юйцань специально для «Казанских Ведомостей» сыграл произведение из Гарри Поттера, свое любимое произведение и отрывок с открытия фестиваля.
«Мой преподаватель в Китае закончил Казанскую консерваторию»
Почему вы переехали учиться в Россию и именно в Казанскую консерваторию?
Я занимаюсь с музыкой с пяти лет. Я не ходил в музыкальную школу, у меня был свой преподаватель по фортепиано до 17 лет, его зовут Кон Тэн. Именно он мне посоветовал приехать учиться в Россию, в Казанскую консерваторию, потому что он сам тут учился. Кон Тэн сказал, что это очень хорошая консерватория. Как только я закончил школу, приехал в Казань вместе с другом и поступил в консерваторию. Учусь здесь платно, мне кажется, сумма небольшая — 305 тыс. год. Мне нравится тут учиться, тут работают профессионалы.
Мешает ли вам языковой барьер в обучении?
Да, с этим некие сложности возникли в самом начале, ведь я не знал языка вообще. Но сейчас мы уже находим общий язык, я уже немного выучил язык и понимаю, о чем разговаривают на русском.
Чем различны методы преподавания в Китае и в России?
В Китае больше внимания обращают на технику, пальцы должны быть жесткими, руки тоже, все должно быть зафиксировано точно, и каждый палец должен быть под контролем. В России же играют более спокойно, что, конечно, не скажешь о Мацуеве. Китайские музыканты сильнее давят на клавиши, чем российские.
«Самое тяжелое для меня произведение — Губайдулиной»
Я заметила, у вас не очень длинные пальцы. С этим возникали сложности? Ведь есть специальные произведения, написанные только для длинных пальцев.
У меня особо с этих проблем нет, ведь, во-первых, таких произведений не так уж и много. Во-вторых, я благодаря правильному расположению пальцев и быстроте играю эти произведения хорошо. Поэтому особых проблем у меня нет.
Если у вас произведение, которые вы ненавидите и не любите играть?
У современных композиторов очень тяжелые произведения, но самые тяжелое для меня — это «Чакона» у Губайдуллиной. Да и, в принципе, мне это произведение не нравится.
«На сцене строгие правила поведения, их нарушать нельзя»
Ваши китайские коллеги — Юйцзя Ван и Лан Лан — очень часто стараются устроить из выступления настоящее шоу: надевают яркие, эксцентричные наряды, ведут себя очень эмоционально, играют «на публику», так сказать. Хотели бы так же? Или осуждаете подобное поведение?
Да, я знаю про них, их выступления действительно шоу, они выступают в ярких костюмах и очень эпатажные. На них интересно смотреть, но для меня это слишком, это шоу.
Мне более нравится академическое и более строгое исполнение. У меня и характер очень спокойный. Мне кажется, такое шоу мешает думать о музыке, это отвлекает от исполнения.
Несмотря на то, что вам больше нравится академическое исполнение, не было ли у вас желания сделать на сцене что-то неординарное?
Конечно, есть строгие правила появления на сцене, обычно все регламентировано, когда ты выходишь на сцену, когда ты садишься за рояль, когда встаешь. Понятно, что нельзя курить во время игры, залезать на рояль и бегать по сцене, но у меня иногда бывает желание, после исполнения последней композиции и последних ударов по клавишам резко встать эпатажно и уйти. Но я так не делаю, пытаюсь контролировать свои эмоции и сосредоточиться на музыке.
О концерте в честь инаугурации Президента РТ
Вы играли на концерте в честь инаугурации Президента Татарстана с оркестром Яхина, где дирижировал Ренат Салаватов. Кто пригласил вас сыграть на инаугурации?
Изначально на инаугурации Президента Татарстана должен быть сыграть Рэм Урасин, но он не смог быть на этом концерте, поэтому выбор пал на меня. Дело в том, что я в консерватории уже играл концерт Яхина и сыграл очень хорошо, поэтому меня решили пригласить в качестве солиста.
Были ли какие-то проверки от федеральной службы безопасности перед этим концертом? Особенные правила, дресс-код?
Меня никто не проверял, на входе тоже. Дресс-кода тоже не было, точнее он всегда один — это черный строгий классический костюм.
Как вам выступать под руководством дирижера Рената Салаватова? Возникли ли какие-то сложности?
Он хороший дирижер, мне нравится с ним играть. Мы выступали вместе не только на концерте в честь инаугурации, но также на двух концертах закрытия Шаляпинского фестиваля.
Концерт проходил в оперном театре им. М. Джалиля, и единственной сложностью было то, что оркестр играл из оркестровой ямы, а я играл на сцене. Это очень далеко от музыкантов, было сложно.
Вы исполняли произведения татарского композитора Рустема Яхина. Что вы думаете о произведениях татарских композиторов?
Мне нравятся их произведения, они очень похожи на китайские. Они напоминают о доме, что-то родное и приятное. Ранее с произведениями татарских композиторов я не был знаком.
Я выступал в Китае с произведениями татарского композитора
В Китае слушают татарских композиторов, раз они так похожи своими произведениями?
Нет, они там не популярны, про них так мало знают. Но в 2019 году я выступал в Китае с произведениями татарского композитора. У меня была возможность самому подобрать репертуар, и я выбрал произведения из балета Рустема Яхина «Шурале», чтобы показать схожесть татарских произведений и китайских. Тем более я приехал на концерт из Казани и привез им такой своеобразный подарок. Всем понравилось.
Вы также играли фортепианный концерт Яхина на закрытии Шаляпинского фестиваля. Кто вас туда пригласил?
На открытии фестиваля дирижировал Ренат Салаватов, он же и дирижировал на закрытии. Салаватов напрямую меня пригласил на Шаляпинский фестиваль после концерта в честь инаугурации Президента Татарстана. Видимо, ему понравилась моя игра.
О работе со Сладковским
Вы играете первый концерт Бетховена на открытии фестиваля «Рахлинские сезоны». Как началось ваше сотрудничество с Государственным симфоническим оркестром?
Еще в декабре в нашу консерваторию обратился маэстро Александр Сладковский, он искал солиста для открытия фестиваля «Рахлинские сезоны». Наша консерватория предложила меня, потому что я играл и на инаугурации президента РТ, и на закрытии Шаляпинского фестиваля. В эту субботу состоится концерт — мы с оркестром репетировали два раза, сам я готовился с декабря.
Какое мнение сложилось о Государственном симфоническом оркестре Татарстан и об Александре Сладковском? Каково с ним работать?
Мне очень понравилось работать с государственным симфоническим оркестром, там действительно талантливые музыканты. А Александр Сладковским показался мне очень энергичным человеком. Он внимательно меня слушал, спрашивал, что мне нужно, и давал хорошие советы, мне понравилось с ним работать.
О пандемии и суевериях перед концертом
Планируете ли вы остаться после обучения в Казани?
Мне в Казани учится еще 9 лет, но после я планирую вернуться на родину в Китай и перебраться в большой город — Шанхай. Там остались все мои друзья, семья, там моя родина.
По чему больше всего скучаете?
Я скучаю по китайской еде. В Казани, конечно, она есть, но не такая как на родине и там выбора побольше.
Когда последний раз ездили домой?
Я был дома последний раз два года назад, тогда я и виделся с родителями. Потом пришла пандемия и вынужден был остаться в Казани на долго.
Как ты занимался музыкой во время пандемии?
Я ходил заниматься музыкой домой к своему преподавателю из консерватории. Консерватория была закрыта.
Где вы живете? В общежитии консерватории?
Нет, я живу в квартире недалеко от консерватории, в центре вместе со своей девушкой. Это очень удобно и безопасно.
У вас много костюмов для выступлений?
У меня их несколько, но есть один особенный, он дорогой и ручной работы. Это костюм BOSS.
Какие у вас есть талисманы, которые точно берете с собой на концерт?
Я не верю в магию, и у меня нет каких-то ритуалов перед выступлениями. Единственное, что я с собой беру на концерт обязательно, это очень много салфеток. Я, когда переживаю, сильно потею.
Также я перед концертом репетирую технику игры, это придает мне уверенность.