Татарский характер - это смесь нежности и грубости

К 75-летию известного писателя, драматурга и публициста Рабита Батуллы казанской публике представили фильм «Рудольф Нуриев. Прощание с родиной», снятый по его сценарию.
Творение режиссера Фарида Давлетшина, возможно, разочарует тех, кто ожидал от фильма таких же сильных впечатлений, той же образной мощи, что от сценария Батуллы «Священный демон». Хотя сравнивать фильм и сценарий не совсем корректно - как-никак сценарий был предназначен для художественной версии, а «Рудольф Нуриев» снят как документальный.  Фильм построен как пересказ биографии неистового татарина, так что будет понятен самому широкому кругу зрителей. Документальные и игровые кадры идут в нарезке с интервью на камеру наших современников, тех, кто лично встречался с великим танцовщиком в Казани или имеет причастность к Рудольфу Нуриеву как к явлению культуры. Из архивных материалов остался в памяти монолог его первого учителя - профессиональной балерины Анны Удальцовой, про «маленького татарина, молчаливого, неухоженного», который поразил ее любовью к танцу и абсолютным слухом. Тема сына татарского народа, поданная без излишней патетики, прошла через весь фильм. Так, были процитированы слова из дневника Нуриева про татарский характер как смесь нежности и грубости. Событийное ядро фильма - визит звезды балета в наш город в 1992 году. Как оказалось, сохранилась лишь любительская запись самого выступления Нуриева в театре оперы и балета (он дирижировал балетом «Щелкунчик»). Официальной съемки не велось. Но это, по мысли режиссера, не помешало формированию в Казани культа Нуриева.Чтобы показать детство Рудика, использованы кадры из незаконченного еще художественного фильма о Нуриеве: мальчик в ослепительно-белой рубашке, не находя понимания в семье и среди сверстников, убегает на зеленые луга... Несомненную ценность фильму придает высказывание Рабита Батуллы о причинах и итогах приезда в Казань великого артиста. Во-первых, делает вывод писатель и исследователь жизни Нуриева, его потянуло на родину матери. А во-вторых, танцовщик надеялся здесь встретить человека, которому мог бы оставить часть наследства на развитие в Казани балетного искусства. Но такого не нашел.

КВ
Лента новостей