Творение времени

Национальный культурный центр «Казань» создан ровно 20 лет назад.

Создание творческой базы НКЦ «Казань» началось с организации Музея национальной культуры. Именно в 90-е годы оказалась востребованной идея всетатарского музея, провозглашенная татарской общественностью еще в самом начале XX века.
Создание музея осталось в истории НКЦ «Казань» событием огромной общественно-политической и культурной значимости, целью которого было без националистической или политической подоплеки, но с учетом острой необходимости, вызванной временем, разбудить в человеке гордость за свое уникальное наследие, землю предков, их созидательные деяния, взглянуть на историю татарского народа без идеологических шор, а прямым и мудрым взором - увидеть народных героев и их подвиги, понять и оценить созданную поколениями красоту и духовные ценности, пробудить национальное самосознание. Время показало, что музей достиг своей цели.
Экспозиционный материал музея дополнялся временными выставками, через них возвращались и вновь открывались забытые имена героев татарской истории, репрессированных писателей, поэтов и художников - живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного и народного творчества. Открывались новые явления и новые имена талантливых национальных художников из разных городов и республик Российской Федерации, которые через концептуальные и персональные выставки вышли в пространство мирового искусства.
Именно тогда у красного гранитного здания на берегу Казанки, где разместился национальный культурный центр, устремилась ввысь стела, увенчанная скульптурной композицией «Хоррият» («Свобода») как памятник эпохе XX века, символизирующий возрождение нации и ее духовности. Это не только символ НКЦ «Казань», но и всего Татарстана как ретранслятора культурных традиций татарского народа, его духовный и материальный знак, обращенный к будущим поколениям. Величественную стелу с парящей птицей можно считать также организационно-смысловым началом и музейных экспозиций, претерпевших на протяжении 20 лет значительные изменения в связи с событиями в жизни города и республики. Это разнообразные политические и культурные акции, в том числе глобальные в историческом отношении для Татарстана, в которых выкристаллизовались концептуальная идея 1000-летия Казани и программы Всемирного конгресса татар, выводящие Татарстан в мировое пространство с эпицентром в Казани.
Масштабные и художественно полнокровные экспозиции Музея национальной культуры и его филиалов - Музея Б.Урманче, Музея А.Мазитова, галереи-студии И.Зарипова с фундаментальными выставками «Татарский мир», «Древняя Казань», «Искусство ислама», позволили позиционировать НКЦ «Казань» как экстерриториальную сокровищницу историко-культурного наследия Татарстана и татарской диаспоры мирового уровня, занявшую свое заслуженное место в структуре культурных учреждений города и республики. Коллекции музея с восторгом воспринимались также и зарубежным зрителем на крупнейших международных форумах 1993 - 2002 гг. в Венгрии, Турции, Арабских Эмиратах, Финляндии, Италии, а также во Франции в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.
В период подготовки к юбилею Казани на базе большого собрания научно-информационных данных и экспозиционных материалов, состоявшихся фундаментальных выставок сотрудниками музея НКЦ «Казань» был разработан проект и научная концепция нового структурного подразделения - Музея тысячелетия Казани. Музей был открыт 25 августа 2005 года.
Это не просто музей истории города - это музей исторической памяти, материализованной в историко-культурное наследие веков. В экспозиции переплелись археология и фольклор, живопись и архитектура, этнография и каллиграфия, здесь множество архивных документов, дневников и фотографий тех людей, которые проложили улицы, построили дома, зажгли первые фонари и пустили первую линию метро, учились в школах и вузах Казани. Они созидали город и передавали наследникам реликвии как свидетельства их присутствия в пространстве родного города.
Музей востребован, а потенциал его огромен. Он просвещает и просветляет, чему способствует не только экспозиционный материал, характер построения экспозиций, но и разнообразные, традиционные и нетрадиционные, формы просветительной работы - экскурсии, лекции, литературно-музыкальные вечера и встречи с учеными и людьми искусства, музейные праздники, семейные встречи, долговременные культурно-образовательные программы, адресованные разным категориям зрителей.
В возможностях НКЦ «Казань» - создание особых, во многом уникальных форм просветительной и концертной работы, соединяющих музей с искусством слова, музыкой, танцем, пантомимой, показом образцов национального костюма, театрализованным действом на темы героических страниц истории татарского народа. Эти формы с проецированием на экране раритетов коллекции музеев НКЦ «Казань» («Сокровенное сказание-легенда о Чингисхане» (2001); «Калдырабыз еезгэ яца буын» (2002); «Дуслар жыелган жирдэ» (2003); «Мецьяшэр Казан» (2005)) были апробированы и в экспозиционных залах музея, и под открытым небом на площади перед зданием НКЦ, которая в День республики превращалась в калейдоскоп музыки, танцев, фейерверков, световых эффектов и мистерий.
Музей национальной культуры с его филиалами - это мощный творческий ресурс для образования и воспитания личности. Это и своеобразный и сложный инструмент формирования сознания личностного, патриотического, национального.
И мы благодарны сегодня нашим ученым, участвовавшим в создании научной концепции музея, а также в формировании его коллекций: докторам исторических наук Р.Фахрутдинову, И.Тагирову, Д.Шарафутдинову, Ф.Хузину, Д.Исхакову, доктору искусствоведения Г.Валееву-Сулейманову, доктору филологических наук М.Ахметзянову и другим. Чтим светлую память академика М.Усманова, который был с нами с самого начала исторического прорыва, поощряя словом и делом. Выражаем благодарность коллективам учреждений, принявшим активное участие в совместных культурологических акциях, - Национального архива РТ, Научной библиотеки имени Н.Лобачевского, Национальной библиотеки РТ, Иски-Казанского историко-культурного и природного музея-заповедника, Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника, фонда «Туран».
Мы вступили в XXI век. Время бежит неумолимо. События, которые нас волновали и потрясали, отошли в историю. И возвращаясь мыслями в прошедшие годы, мы осознаем, что нам есть чем гордиться и над чем работать завтра.

КВ
Лента новостей