Гитарист Антон Баранов: «Классическая академическая музыка в целом не самоокупаема»

Знаменитый российский исполнитель-гитарист поделился впечатлением от пребывания в столице Татарстана.

Антон Баранов — это имя на слуху в гитарном мире. Список его побед в различных конкурсах исполнителей на классической гитаре мало что говорит человеку непосвященному, но по нему можно изучать мировую географию. То же самое можно сказать и про ангажементы в самых престижных залах, среди которых, к примеру, знаменитый Карнеги Холл в Нью-Йорке.

Гитаристы привлекают стоя

На прошлой неделе гала-концертом в Государственном Большом концертом зале имени С. Сайдашева завершился XII международный фестиваль «Классическая гитара в XXI веке». За теперь уже 14-летнюю историю фестиваля его участниками наряду с российскими гитаристами стали музыканты из 23 стран Европы, Северной и Южной Америки, а мероприятия посетили более 20 тысяч человек. Все это позволяет причислить Казань к одному из гитарных центров страны. К тому же в городе есть обширная сеть школ искусств и гитара является там одним из популярных направлений.

На заключительном концерте 31 марта в сопровождении оркестра Центра современной музыки С. Губайдулиной выступили четыре блестящих отечественных гитариста: Ровшан Мамедкулиев, Анатолий Изотов, Айнур Бегутов и Антон Баранов. С последним нам удалось встретиться и побеседовать перед выступлением. Кстати, накануне, на одном из мероприятий фестиваля, он покорил публику проникновенным звучанием своей романтической гитары. Впрочем, восхитил не только мастерством исполнения, но и способом — стоя, тогда как абсолютное большинство коллег играет сидя. Вышел на сцену весь в черном с гитарой наперевес, впору было ожидать, что сейчас зазвучит рок-баллада, но зал услышал сочинения композиторов 19-го века: австрийца Франца Шуберта и русского Дмитрия Бортнянского.

Именно с этого и начался наш разговор.

— Антон, спрошу кратко: почему стоя?

— На самом деле на исторических гитарах не было стандарта исполнения: играли сидя, стоя, даже, бывало, использовали стол — упирали корпус в столешницу, и она работала как резонатор. Также в русской традиции 19-го века было на семиструнке «играть на ходу». Когда играешь стоя для публики, это в первую очередь вызывает ее интерес — о чем свидетельствует и ваш вопрос. Но есть еще и физический аспект — артиста не только лучше видно, но и слышно. Гитаристы классики — одиночки. Нас много. Площадок — мало. Надо бороться за зрителя.

Я, как классический гитарист, тоже играл сидя, когда же заинтересовался исторической гитарой, то стал учиться играть стоя. Года полтора ушло на это.

Струны из кишок круче серебряных?

— Раз уж зашел разговор об исторической гитаре, или, как еще ее называют, романтической, то в чем ее отличие от классической?

— Что касается отличия, то, проще говоря, — меньшим размером. Это и визуально видно. И этот инструмент лучше соответствует тому, чтобы играть музыку 19-го века и более раннего времени… Моя гитара — копия инструмента 1830-х годов. Вообще у меня четыре инструмента, включая этот. И все они разные. Хотя есть музыканты, у которых их десятки. Но это явно перебор.

Еще использую нейлоновую имитацию жильных струн. Много веков ведь играли на струнах, изготавливаемых из высушенных кишок животных. Я пробовал играть на таких, но не пошло. Мороки много: проблемы строя, долговечности, постоянное соблюдение определенной влажности и температурного режима. К тому же и стоят очень дорого… Поэтому перешел и на имитацию, очень похоже и по звуку, и по тактильным ощущениям.

— То есть, простите мой дилетантский вопрос, струны из кишок ценятся больше, чем серебряные? В представлении большинства простых людей именно серебряные считаются эталоном. А, выходит, круче их что-то этакое, больше ассоциирующееся, уж извините, с ливерной колбасой…

— На самом деле оплетка басовых струн может быть из чистого серебра, но словосочетание «серебряные струны», — это, скорее, расхожая поэтическая метафора, как «золотой голос» или «синяя птица удачи». А что круче? Это все равно, что сравнивать кабриолет и джип, каждый хорош в определенных условиях.

Секта в хорошем смысле слова

— Казанский слушатель чем-то отличается от питерского или американского?

— Я бы не сказал. Наш зритель, он унифицированный. На классическую гитару приходит народ подготовленный: преподаватели, их ученики, родственники, друзья, кто как-то связан с этим… И в этом проблема. Мы как своеобразная секта, только в хорошем смысле этого слова. Правда, закрытость эта, она ни к чему хорошему не приводит. Задача фестивалей, таких как «Классическая гитара в XXI веке», — расширить аудиторию в сторону неподготовленной публики. И хорошо, что у вас в республике понимают это и поддерживают Айнура Бегутова, основателя и директора фестиваля. Классическая академическая музыка в целом не самоокупаема — либо государство помогает, либо спонсоры…

— Что успели увидеть в Казани? И что больше всего тронуло струны вашей души?

— Исторический центр в первую очередь. А в целом мне понравилось то, как звучит в Казани диалог культур, прошлого и настоящего… Своеобразное место.

— А в плане гастрономии?

— Кастыбей (именно так прозвучало название известного татарского блюда. — Прим. автора). Я не притязателен в еде. А тут совпало: и просто, и вкусно! Впечатлен. Жаль, на базаре не удалось побывать. Есть, считаю, очень хороший совет путешественникам: атмосферу города лучше всего познаешь не в музеях, а на рынке.

— Тогда придется приехать в Казань еще раз!

— С удовольствием, если представится такая возможность. Я ведь у вас второй раз в городе, впервые приезжал на фестиваль в 2019 году.

— Значит, третьего точно не миновать. Так что до новых встреч!

— Нет возражений. 

Досье «КВ»

Антон Баранов — выпускник Петербургской консерватории. Победы в многочисленных исполнительских конкурсах в России, Европе — Германии, Франции, Италии, Испании, Лихтенштейне, Сербии, на Ближнем Востоке — в Израиле, Иордании, в Южной и Северной Америке — Парагвае, США, принесли ему известность и ангажементы в самых престижных залах мира.

Пиком карьеры музыканта стали победы на двух, по мнению многих музыкантов, самых престижных гитарных конкурсах: имени Франциско Тарреги в Испании и конкурсе Гитарной ассоциации Америки (Guitar Foundation of America).

»…Артист, способный воплотить поразительные по глубине и красочности музыкальные картины с помощью своей гитары» (The Guitar, Нью — Йорк).

«Его игра — подлинное волшебство» (Cleveland Classical) — так американская пресса и музыкальные критики США охарактеризовали игру российского гитариста во время его гастролей по Северной Америке в сезон 2014 -15.

КВ
Лента новостей