Кинорежиссер Фарид ДАВЛЕТШИН: Татарстан мог бы создать себе имя на мировом рынке кино

Предпремьерный показ нового фильма «Собака» Фарида Давлетшина состоялся недавно в Казани.
Картина поразила зрителей не только своей жесткостью, но и глубиной поднятых нравственных проблем.
Несмотря на частые съемки в странах Азии и Европы, сейчас Фарид работает над созданием фильмов в Татарстане, на родине своих родителей. Пользуясь случаем, редакция «КВ» пригласила известного кинорежиссера к себе в гости.Представляем гостя
Фарид Давлетшин - режиссер из Узбекистана, в настоящий момент проживает в Казани. Родился в 1952 году в Кашкадарьинской области - его родители были сосланы туда в годы коллективизации. В 1974 году закончил Ташкентский театрально-художественный институт, факультет режиссуры. В 1983-м - ВГИК, режиссерский факультет, мастерская Марлена Хуциева. С 1983 года режиссер на киностудии «Узбекфильм». Фарид снимал в Индии, Таиланде, Канаде, России и Татарстане. Выпустил более 20 фильмов и несколько сериалов. Его картины получают престижные награды на международных кинофестивалях. «Последнее путешествие Каипа» вошло в топ-100 лучших фильмов Центральной Азии вместе со знаменитыми киноработами режиссеров Японии и Китая. Приключенческий фильм «Беркут» открывал в 2008 году российскую программу юбилейного XXX Московского международного кинофестиваля.

О «Собаке»


-  Откуда такая необычная задумка сюжета фильма?
- Идея зародилась в Канаде еще в 1993 году. Мне хотелось сделать фильм о дружбе человека и собаки. Я написал сценарий, но в Узбекистане продюсеры его отклонили. Тогда решил снимать в Татарстане.- Картина поражает серьезностью и глубиной, а были в ходе съемок смешные моменты?
- Да, много было разных эпизодов. Например в деревне, где мы снимали последние сцены. Как-то вечером с оператором и актерами сидим на лавочке и обсуждаем, что лучше снять в первую очередь: участкового убить или лесничего повесить? Соседка, очень любопытная женщина, наш разговор подслушала. Подошла перепуганная, начала выяснять, что за преступление готовим. Мы объяснили - кино снимаем. Она расхохоталась, а потом поинтересовалась, нельзя ли и ей сняться в фильме. Пришлось дать роль в эпизоде, где соседа должен был сыграть мужчина.


О себе


- Что было в вашей жизни до «жизни собачьей»?
- В 1983 году закончил ВГИК - курс Марлена Хуциева, вместе с режиссерами Александром Сокуровым («Фауст»), Александром Рогожкиным («Особенности национальной охоты») и Василием Пичулом («Маленькая Вера»). В процессе учебы снял фильм «Мои университеты». Хотя события повести Максима Горького происходили в Казани, мы снимали ленту в Иваново, где сохранилась живописная натура - такие старинные улочки. Оператором был Юрий Шайгарданов, позже работавший над знаменитым «Собачьим сердцем». Кстати, он наш земляк, родом из Казани.- Как приняли ваш первый полнометражный фильм «Тайное путешествие эмира», который  участвовал в кинофестивале в Торонто?
- Случилось так, что «Тайное путешествие эмира» я снимал на стыке двух эпох в отечественной истории. В 1985 году эмира Бухары Сеида Абдулу Ахата Бухадур-хана требовали представить тираном и показать роль узбекского рабочего класса. Но когда в 1986-м мы закончили съемки, все уже резко изменилось, борьба пролетариата никого не интересовала. У меня спрашивали: «Где кровь, где проститутки?» Народ хотел зрелищ. Пришлось добавить сцену с публичными домами, которых в Бухаре до революции было много. Так я попал в анналы как первый режиссер, снявший откровенную сцену с восточными актрисами. В «Последнем путешествии Каипа» я тоже снимал постельную сцену, по которой теперь учат молодых режиссеров.

- Почему вы не остались в Москве, а уехали работать в Узбекистан?
- В то время, чтобы попасть на «Мосфильм», нужно было отснять фильм из двух частей, работать долгое время вторым режиссером, а в «Узбекфильм» взяли сразу. К тому же там у меня были дом, близкие, а в Москве пришлось бы все начинать с нуля. А я тогда оказался без средств.


О Высоцком


- Что скажете о новом фильме про Высоцкого?
- Нашим педагогом по актерскому мастерству был Владимир Акимов, он в школе сидел за одной партой с Высоцким. Они с Володей дружили. Все тогда были молодыми - певцу не исполнилось и сорока лет. Мы собирались у Высоцкого дома, я часто угощал его узбекским пловом. Фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» снимали у нас в Бухаре. Я помогал киногруппе выбирать натуру. Ребята снимались талантливые. Думаю, фильм получился интересным и качественным.

О корнях


- Вы планируете снять несколько фильмов в Татарстане. С чем это связано и долго ли у нас пробудете?
- Республика мне очень дорога. Моя мама жила здесь до Гражданской войны. Ее семью хотели отправить в ссылку и расстрелять. Но деда и маму спасло то, что они помогли вылечить раненого красноармейца. Их пощадили и выслали в Узбекистан. Первый раз я приехал на родную землю, когда еще учился в школе. Мне очень понравились поля и леса Татарстана. Уже тогда я испытывал ностальгию. После школы был у вас на Всемирном конгрессе татар в 90-х годах. Вновь попал сюда в 2006-м. Тогда проходил Всемирный съезд татарской молодежи. Мы собрались с молодыми людьми и решили, что будем снимать фильм «Мадина». Молодежь попалась очень творческая, с идеями. Я разговаривал с министром культуры насчет финансирования. Но чиновники оттягивали сроки, отвечали расплывчато... В результате снимали «Мадину» на голом энтузиазме. Очень помог Рифкат Фахретдинов, который выделил средства на свет и аппаратуру. Однако для фильма нужны хорошие костюмеры, гримеры, реквизиторы... В Татарстане с развитием кинематографа дело обстоит тяжело... В итоге у меня странно получается. Обычно люди едут в Россию, чтобы заработать и на полученные деньги жить в Узбекистане. А у меня все наоборот: работаю там, чтобы жить и творить в Казани.

О замыслах


- Много ли у вас творческих планов, связанных с родиной матери?
- С января мы начинаем снимать картину о Габдулле Тукае по рассказу Рабита Батуллы. Это будет психологический фильм-фэнтези. Изначально задумывали историческую ленту, но средств выделили немного - 7,5 млн рублей, тогда как на работу такого уровня нужно порядка 20 млн. Главный герой - актер-неудачник, которому представилась возможность сыграть самого Тукая. После фантастической встречи с поэтом в номерах «Булгар» герой вживается в образ настолько, что его уже не отличишь от прототипа. Актер становится невероятно знаменит.
Сам фильм весьма жизненный. В нем много простых историй, а финал картины будет трагичным. - А долгосрочных проектов?
- Замыслов очень много. Думаю, интересной для Татарстана будет картина про Рудольфа Нуриева. Мы хотим сделать ее в трех частях. В 2012 году планируем начать «Рудика» - про детство великого танцовщика. Москва уже заинтересовалась проектом. Также меня привлекает спортивная и детская тематика. Например, сейчас важна и актуальна тема компьютерной зависимости у детей. Фильм Ctrl Z расскажет историю казанского школьника, которого затянуло в виртуальной мир жестокости и бесконечных боев. К счастью, он вовремя опомнился и вернулся в семью и школу. Еще мы готовим сценарий картины о футболистах казанского «Рубина», которые по сюжету спасают в аэропорту людей от террористов.

О татарском кино


- Что представляет собой татарское кино по сравнению с узбекским и российским?
- В Узбекистане мы снимаем до 50 фильмов в год, в России ежегодно выходит 120 картин. Так что Узбекистан приближается к России и по качеству, и по количеству. И Татарстан мог бы создать себе имя на мировом рынке кино. Тут столько фактуры, национального колорита, культурных образов! Странно, но в Узбекистане мне легче и финансово, и организационно снимать картины, чем здесь.-  Правда ли, что в России создание художественных лент, если ты не маститый кинорежиссер, - процесс убыточный?
- Я думаю, более перспективно для татарских режиссеров заполнять телесетку. Если в кинотеатр ходят не все и в прокате фильм может провалиться, то телевизор смотрят в каждом доме. В Узбекистане всех уже достали однотипные американские комедии и бесконечные «мыльные оперы» - зрители хотят смотреть свое кино. Поэтому сейчас там популярны местные фильмы и сериалы. В Татарстане столько материала для изучения - история, произведения национальных писателей, которые можно экранизировать и зарабатывать на этом деньги. Для России татарское качественное кино будет в новинку, его станут покупать те же кабельные и спутниковые каналы. А в местах компактного проживания татар только «рахмат» скажут!

КВ
Лента новостей