Приметы времени, свидетельства бытия

В изомузее открылась выставка «Ускользающая красота».

Когда говорят о находках археологов, обычно вспоминают о сокровищах властителей или древних статуях. На самом деле наиболее информативным материалом для ученых являются остатки обычных вещей - осколки керамики, обломки орудий труда и предметов быта. Они говорят чрезвычайно много о состоянии экономики и образе жизни людей, живших в прошедшие эпохи. Постепенно внимание к бытовой вещи, особенно наполненной определенным смыслом, своего рода отличительному знаку, позволяющей ее хозяину быть причисленным к той или иной группе людей, объединенных национальностью, социальным положением, а то и просто культурными интересами или модой, распространилось и на предметы более позднего времени.

Именно в этом плане знаменательно открытие в Казани двух казалось бы столь непохожих художественных выставок. Веера - эти дорогие, порой драгоценные вещицы из резной кости и перламутра, кружев и шелка, вышитые или расписанные кистью художника, были обязательной деталью парадного туалета дамы и во многом служили ее визитной карточкой, свидетельствуя о положении в обществе, благосостоянии, вкусе и светских манерах. Расцвет культуры веера в Европе пришелся на XVIII век, вычурную эпоху рококо. Были веера в ходу и в XIX веке. Сколько историй из жизни высшего света, связанных с этой очаровательной дамской принадлежностью, дошло до нас из тех времен! Это собрание вееров представляет собой частную коллекцию, причем имя владельца держится в секрете - в духе романтических традиций старинных рассказов. Каждый из представленных маленьких шедевров можно рассматривать подолгу, столько изощренного мастерства и вкуса вложено в них. И хочется представить себе хозяйку подобной вещицы, ее наряд, ухоженные ручки в перчатках, играющие веером, взгляд поверх него...

А через дорогу, на другой стороне улицы К.Маркса (какое символичное в данной ситуации название), в Выставочном зале СХ открылся развеселый музей социалистического быта «Джинсы как культ». Стиляжьи одежки и предметы обихода конца ХХ века, по которым птенцы гнезда писателя Василия Аксенова с первого взгляда опознавали друг друга. Другие времена, другие нравы. Общее между экспонатами двух выставок одно - за каждым знаковым предметом быта стоит человеческое бытие, отношение к себе подобным, к жизни и своему месту в ней. Сейчас это стало называться позиционированием себя в мире. Вот как много стоит за простенькими с виду вещицами.

КВ
Лента новостей