Почем в казанских переходах музыка для народа?

Улица или подземный переход, мотив любимой песни, юноша с гитарой и толпа слушателей вокруг - для Казани это привычное явление. А что и как устроено на поприще уличного искусства? Чтобы лучше узнать эту кухню, беру из дома гитару и вперед, на улицу!
ЭКСПЕРИМЕНТ. Обед, улица Баумана, час пик. Неловко достаю инструмент, кладу чехол на землю так, как делал музыкант, вдохновивший меня на столь экстремальный поступок, и сталкиваюсь с первой трудностью: что петь? В моем репертуаре - старые песни а-ля Шевчук, Макаревич, Цой и иже с ними и легкий британский гитарный рок... Времени на раздумья нет, ко мне уже подошло несколько потенциальных слушателей. Гитару в руки! После вступления слышу одобрительные отзывы - мои зрители узнали песню. Это придало уверенности для дальнейшего исполнения. Когда же петь закончил, в мой чехол посыпались деньги. Люди подходили, говорили приятные слова. А женщина лет сорока просто засыпала меня комплиментами: «Почему на улице поешь? Тебе нужно быстрее на большую сцену!» Приятно-то как, черт возьми!.. Я почувствовал гордость за себя и ремесло, которым когда-то овладел (случайно учился вокальному искусству). То же самое, наверное, чувствуют все уличные музыканты. После первой песни люди начали просить следующую, что отвлекло меня от подсчета заработанных капиталов. После второй я объявил небольшую паузу и с интересом начал подсчитывать деньги: 300 рублей за две песни. Недурно! На этом новичку стоило бы закончить, но с каждой последующей песней людей вокруг становилось все больше. Спустя час-полтора мои голосовые связки практически сели. Ведь петь на улице гораздо тяжелее, чем, допустим, в микрофон. Приходится силой голоса озвучивать всю улицу.ДОХОД. Так начался и закончился мой опыт игры на улице. Кроме приятных впечатлений я унес с собой примерно 1000 рублей. Везет ли так каждому или мне выпал особенный день - сказать трудно. Лучше спросить людей опытных и сведущих.ГИТАРИСТ И ПЕВЕЦ ДМИТРИЙ: На казанских улицах я зарабатываю минимальные деньги для своего существования и одновременно занимаюсь любимым делом. У меня нет начальства, которое диктует мне, что, во сколько, куда и в каком объеме мне нужно сделать. БАРАБАНЩИК ИЛЬДУС: Многие, не достигнув высот в музыкальном ремесле, используют бытовой уровень исполнения, как ни прискорбно, дабы получить материальный минимум на выпивку. А ведут себя, мягко говоря, непристойно. Трагедия в том, что сейчас их достаточно большое количество. Глядя на подобные «музыкальные экземпляры», люди, проходящие мимо, невольно формируют общественное мнение о нас в целом. Мнение далеко не положительное. ГИТАРИСТ АНДРЕЙ: Спрашиваете, сколько можно заработать за день и есть ли какая-то средняя сумма? Средней суммы нет. Можно выйти и получить минимум на проезд. Но бывают и дни, когда публика благоволит. И тогда сумма пожертвований может достигнуть двух-трех тысяч рублей.ОПЫТ. Еще я выяснил, что, каков бы ни был уличный музыкант, у него, как у всех, есть свои недоброжелатели. Сотрудники полиции, проходя мимо, часто ищут повод, чтобы пожурить «музыкантишку». Или направить его талант в нужное русло советом из своего богатого жизненного опыта. Кстати, существует интересный факт на тему музицирования в метрополитене. Например, в Нью-Йоркском метро музыкант не имеет права играть на музыкальных инструментах просто так. Предварительно он должен пройти экзамен в городской ратуше, который принимает комиссия из местной музыкальной академии. Вследствие этого профессия музыканта в подземке за океаном неожиданно приобрела статус престижной. Сейчас там далеко не каждый желающий может свободно выражать свои эмоции на языке музыки. В Казанском метрополитене все наоборот. Полицейские приравнивают музыкантов к лицам без определенного места жительства, занимающихся попрошайничеством. Соответственно, принимают меры в отношении и тех и других. К счастью музыкантов, оснований у правоохранительных органов для назначения административного наказания пока нет. Часто в метро можно встретить баянистов. Один из них признался, что полиция постоянно выгоняет его за пределы перехода. - Сопровождается это фразами из разряда «Собрал манатки и пошел вон, а то заберем!» и тому подобных, - подчеркнул он. - Но инструменталистам все же легче, чем, например, вокалистам. Если певец не может петь дольше пары часов, то инструменталист способен играть достаточно долго и в разных условиях. Но в процентном соотношении доход и время проведения у нас гораздо меньше. Допустим, если играть в метро или переходе восемь часов подряд, можно заработать не более двух тысяч рублей. ВЫВОД. Побывав на улице в качестве «носителя культуры», я практически сразу понял, что испытывает там каждый певец и игрец. Уйдя в творчество, словно не замечаешь и не контролируешь то, что делаешь. Но параллельно игре и пению невольно начинаешь смотреть на проходящих мимо людей, замечая мельчайшие детали в их одежде и поведении. Через какое-то время начинаешь понимать, кто бросит что-то в шляпу, а кто нет. Причем некоторые признаются, что стесняются подойти и вознаградить артиста, даже если им невероятно понравилось его исполнение. А некоторые, наоборот, извиняются за малую сумму пожертвования. Музыканту же главное - внимание. И неважно, в какой валюте! Нередко подходят девушки с комплиментами. А некоторые даже оставляют бумажки с номерами телефонов. Конечно, встречаются и люди озлобленные. Но на едкие замечания, а иногда даже оскорбления, музыкант, как правило, лишь искренне улыбнется. В итоге даже самого страшного ворчуна эта улыбка нет-нет да и растрогает, не говоря о таланте многих уличных исполнителей.

КВ
Лента новостей