На наших же казанских рынках - словно в магазинах времен развитого социализма - цена на одноименные товары кругом одинаковая. Более того, если она поднялась в одном месте, то можно быть уверенным, что это же случится и в других. И никакой тебе конкуренции.
Например, в первую неделю февраля цена на рис любого происхождения, будь то китайский, индийский или краснодарский, увеличилась до 15 рублей за килограмм сразу на всех рынках города. Любому здравомыслящему человеку ясно, без всяких экономических теорий, что одновременное повышение цен на одну и ту же величину происходит не самопроизвольно, а по указке какого-то всесильного дирижера. Или же все эти ЧП, имея разные вывески и разные фамилии предпринимателей, фактически принадлежат одному лицу или группе лиц. Можно сделать и такой вывод: в данном случае имеет место сговор предпринимателей об установлении монопольной цены.
Однако в таком случае действия предпринимателей противоречат Закону Российской Федерации «О конкуренции», в частности статье 8. Ссылки продавцов, что они получают товар у одного и того же поставщика, либо не соответствуют действительности, либо поставщик или группа поставщиков монополизировали этот сектор торговли. Тогда уже их действия противоречат упомянутому закону.
Словом, так или иначе, но какое-то звено, причастное к торговле на казанских рынках, грубейшим образом нарушает закон «О конкуренции». Какое звено конкретно - это должны выявлять властные структуры, а для рядового покупателя без разницы, кто виноват в отсутствии нормальной конкуренции на наших рынках.
Получается парадокс: у нас есть рынок, есть антимонопольное ведомство, призванное бороться с монополизацией и создавать условия для честной конкуренции производителей и продавцов, есть закон «О конкуренции», есть, наконец, статья 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает ответственность за монополистические действия и ограничения конкуренции в виде лишения свободы на срок от 2 до 5 лет, а в некоторых случаях и до 7 лет с конфискацией имущества. То есть у нас есть все для развития здоровой конкуренции. Нет только одного - самой конкуренции.
Лев КОСТЮЧЕНКО, юрист.