Сейчас стало модно давно знакомые продукты обновлять с помощью различных добавок - то кефир появится с фруктовым наполнителем, то молоко с витаминами. В рецептуре кваса (производит его хлебозавод №2) ничего нового не предусмотрено: «Квас - он и есть квас, вкусный и полезный напиток», - пояснила «Казанским ведомостям» заместитель председателя комитета Рамзия Хазиева. Кто же спорит? Только и этот замечательный старинный напиток может стать опасным источником кишечных инфекций, дизентерии и гепатита А, если при его реализации не соблюдаются определенные правила. Например, люк на бочке, через который на заводе наливают квас, должен был запломбирован - чтобы герметичность содержимого сохранить и продавца уберечь от соблазна разбавить напиток.
Каждая бочка должна иметь свой санитарный паспорт, а продавец - медицинскую книжку. И то и другое подтверждает, что «объекты» обследованы на предмет санитарно-гигиенической безопасности. Впрочем, чтобы продавец и дальше пребывал в неопасном для общества санитарно-гигиеническом состоянии, ему должны быть доступны блага цивилизации - туалет и рукомойник. Вот вы никогда не задумывались, где сидящий весь день возле бочки продавец справляет нужду и где, что особенно интересно, моет руки? Предвижу массу вариантов ответа, из которых верен лишь один: бочки устанавливаются только в разрешенных санитарной службой местах не далее чем в 100 метрах от какого-либо объекта торговли или питания, с которым у частного предпринимателя, арендовавшего бочку, должен быть заключен договор на использование продавцом туалета и рукомойника.
При каждой бочке обязательно санитарно-эпидемиологическое заключение на продукцию либо сертификат соответствия. Эти документы, так же как санпаспорт и мед-книжка, должны быть на руках у продавца, чтобы каждый, будь то комиссия или бдительный потребитель, мог убедиться, что все в порядке. Отговорки вроде «Я только продавец, все документы у хозяина» - повод насторожиться. В противном случае ничто не гарантирует вам, что этот квас заводской, а не подпольный - то есть в буквальном смысле состряпанный где-нибудь в подвале брошенного дома.
Светлана ГОРДЕЕВА