Вкратце история данного дела такова. 8 января 2005 года ранним утром коммунальный газопровод, питавший несколько домов и общежитий в густонаселенном центре города Бугульмы, был подорван неизвестными. От взрыва в соседнем общежитии выбило все стекла. Лишь по счастливой случайности никто не погиб, хотя пострадавшие были. В одной комнате спящих людей от ударной волны защитила новогодняя елка, стоявшая прямо у окна. В другой мать, вставшая покормить грудного ребенка, приняла основной удар на себя, ребенок получил несколько сильных порезов, к счастью, не задевших глаза.
Силовым структурам республики был брошен вызов. Буквально через несколько часов объединенная бригада чекистов, милиции и прокуратуры получила первые результаты. Вскоре были задержаны три жителя Республики Татарстан - Р.Гумаров, Ф.Шайхутдинов и Т.Ишмуратов, которым предъявили обвинение по печально известной 205-й «террористической» статье. Обвиняемые изъявили желание, чтобы дело рассматривал суд присяжных. Присяжные их оправдали осенью того же года. Радости оправданных не было конца, особенно у Р.Гумарова, который уже познал строгости тюремного режима на базе Гуантанамо, куда попал после задержания американскими военными вслед за разгромом незаконных вооруженных формирований в Афганистане. Да и Ф.Шайхутдинов был ранее осужден, правда условно, за разжигание межнациональной розни.
Между тем с решением коллегии присяжных не согласилась прокуратура, которая успешно опротестовала его в коллегии по уголовным делам Верховного суда России. Дело было возвращено на повторное судебное рассмотрение.
Для Гумарова, Шайхутдинова и Ишмуратова новое решение стало шоком. Может быть, они это предчувствовали? Как бы то ни было, Гумаров и Шайхутдинов были арестованы в Москве в компании еще одного узника Гуантанамо - выпускника печально известного медресе «Йолдыз» А.Вахитова. Тимур Ишмуратов задержан при попытке незаконного пересечения российско-украинской границы в районе Брянска и также получил реальный срок.
Любопытно, что на первом процессе одним из главных вещественных доказательств был рюкзак Шайхутдинова, на котором обнаружили следы сильнодействующей промышленной взрывчатки - гексогена. В своих показаниях обвиняемый сообщил, что неоднократно стирал рюкзак, хотя специалистам-экспертам давно известно: гексоген не смывается никакими моющими средствами в течение как минимум полугода - такая уж особенность у этого вещества.
К сожалению, татарстанцам уже на своем горьком опыте довелось узнать, что такое терроризм. «Большая чистка», проведенная накануне празднования 1000-летия Казани, показала, что у нас как и везде подрывают опоры электропередач и газовые магистрали, организуют террористические и экстремистские сообщества. Необычайная сдержанность правоохранительных органов в освещении результатов своей деятельности может свидетельствовать только об одном - «бугульминский процесс», к сожалению, еще не последний.
Владимир ДЪЯКОНОВ