В конце мая 1907 года из городского стада пришла корова с отрубленным наполовину хвостом.
И пошла хозяйка, жительница Адмиралтейской слободы, в городскую управу искать правду.
- Чего же вы хотите от нас, госпожа Чумарова? - спросили в управе.
- Справедливости! - ответила она, оскорбленная до глубины души за свою корову.
- Пишите жалобу, - сказали в управе и дали понять, что разговор окончен.
Плохо знали господа депутаты, то бишь гласные, характер этой слобожанки. Жалоба по всей форме была написана, и после долгих мытарств Чумаровой по разным кабинетам и обещания привести несчастную корову под окна городской Думы «управа командировала для осмотра коровы ветеринарного врача, который нашел, что обезображение коровы представляет убыток не более 3 руб.», - как гласят нетленные документы тех лет.
- Ладно. Значит, вы так?! - сказала ветеринару Ильину Чумарова и вчинила... управе иск, требуя получения полной страховой суммы. Корова же была застрахована на 70 рублей.
Истица добилась суда, где «поверенный от управы комиссар Назаров стал уверять судью, что хвост отвалился сам от истощения», но изъявил согласие уплатить дотошной бабе пять рублей. Судья счел сумму вполне разумной и постановил взыскать ее с городской управы.
- Ха! - заявила «дотошная баба». - Не на таковскую напали!
И внесла апелляционную жалобу мировым судьям.
19 ноября 1907 года, в понедельник, съезд мировых судей вновь рассматривал «дело о коровьем хвосте». Вконец измученный экспертизами Ильин, дабы только отвязаться от этого нескончаемого дела, заявил съезду, что «ценность коровы после повреждения хвоста, отразившагося на удое, пала не менее, как на 15 руб.».
- Вы удовлетворены? - спросили судьи Чумарову.
- Нет, - отрезала непреклонная женщина. - Мне испортили корову, и я, женщина бедная, требую полную компенсацию по страховке или... пожизненную пенсию как при утрате кормильца.
- Кормилицы, вы хотите сказать? - поправили Чумарову судьи.
- Именно.
- А позвольте вас спросить: пожизненную - это до конца дней ваших или коровы?
- Моих, - немного подумав, ответила Чумарова.
Судьи засмеялись и записали в своем решении: «выдать г. Чумаровой единовременную сумму в размере 15 (пятнадцати) рублей за повреждение хвоста ей принадлежащей коровы в счет страховых выплат из суммы городской управы».
После долгих препирательств Чумарова гордо покинула процесс, а через два дня, в среду, подала новый иск.
Леонид ДЕВЯТЫХ.