«День единых действий» в Казани: как спасают архитектурные памятники

В субботу, 5 октября, столица РТ присоединилась к всероссийской градозащитной акции «День единых действий». Всем неравнодушным казанцам в тот день показали и рассказали как о некоторых спасенных городских памятниках, так и о тех, которым срочно требуется восстановление.

news_top_970_100
Последний деревянный дом Суконной слободыПервым в списке спасенных объектов значился деревянный дом по адресу: ул. Тихомирнова, 31. Теперь это последний из могикан Суконной слободы, ведь ему более 150 лет. В начале XX века здесь проживал архиепископ Казанский Иоасаф Удалов. Его судьба, как и многих других религиозных деятелей того времени, оказалась трагической: в 1937 году священнослужитель был репрессирован и расстрелян. Правда, в конце XX века реабилитирован и канонизирован, а в 2008 году причислен к лику священномучеников. Деревянный дом, в котором когда-то жил Иоасаф Удалов, стоял ровно на том месте, где сейчас проложена новая развязка Тихомирнова - Эсперанто. По поручению Президента РТ Рустама Минниханова памятник бережно перенесли на другое место и сохранили. Ключи от уникального деревянного дома-памятника теперь хранятся в Казанской митрополии. Дом Апанаевых Следующим в списке стал двухэтажный дом Апанаевых, стоящий прямо на берегу озера Кабан. Здание с каменным первым этажом и деревянным вторым было возведено в 1912 году и принадлежало Харуну-Рашиду Апанаеву. В период Советской власти дом экспроприировали, имя его прежних владельцев забылось, но спустя десятилетия справедливость восторжествовала. Казанский архитектор-реставратор Ирина Аксенова рассказывает, как проходил процесс восстановления:- Когда мы впервые сюда пришли, внутри в обстановке полной разрухи спал бомж. Отдельные перекрытия пришли в негодность. Но в процессе реставрации архангельским плотникам удалось сохранить три четверти всех бревен здания. Остальные привезли из кировских лесов. Благодаря родственникам Харуна-Рашида, их воспоминаниям и фотографиям удалось вернуть дому первоначальный вид. На второй этаж ведет мраморная лестница. Аксенова замечает, что это не прихоть реставраторов, а изначальный вариант планировки дома. Хотя здесь еще сильно пахнет краской, в обновленном здании уже разместилась префектура «Старый город».

Дом Фукса

На многострадальном памятнике, тоже жемчужине Старо-Татарской слободы, торжественно открыли мраморную доску и пригласили войти внутрь отремонтированного объекта. Внешне дом наконец-то выглядит достойно, но внутри дел еще непочатый край. Однако автор проекта реставрации Ирина Аксенова и один из частных инвесторов Сергей Валеев полны энтузиазма и идей. По их словам, пока первоочередная задача - провести в дом отопление. Перепады температур не идут на пользу дому Фукса. Что расположится в самих помещениях, точно пока неизвестно. Варианты - заведение общепита, дизайн-студия... Участники акции предложили открыть здесь аптеку. Но мемориальная комната ректора Казанского Императорского университета Карла Фукса тут будет однозначно.Несмотря на успехи в деле спасения городских памятников, некоторые все еще находятся в удручающем состоянии. Среди них гостиница Дворянского собрания (ул. Рахматуллина, 6), где когда-то останавливались известнейшие люди России. Или дом Лисицына (ул. Пушкина, 10), во флигеле которого родился Федор Шаляпин. Попытки инвесторов снести соседние здания, которые также являются памятниками архитектуры, чтобы устроить на их месте парковку, намерения отклониться от плана дома и установить в нем лишнюю дверь вместо окна постоянно тормозят работы по восстановлению, пояснили организаторы акции.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100