- Фанзиля, по-вашему, современным детям можно привить любовь к чтению?
- Безусловно. Так получилось, что поступление на работу в школьную библиотеку совпало с выделением денег на закупку художественной литературы. Мы закупили Полное собрание сочинений Франсуазы Саган, Эриха Ремарка, Рея Брэдбери. Согласитесь, серьезные авторы, качественные литературные произведения. Если честно, немного сомневалась в правильности выбора, но время показало, что была права. Старшеклассники читают этих авторов с удовольствием. Мало того, после них берутся за советских авторов, которые писали на те же темы. Когда читают Ремарка, много писавшего о Второй мировой войне, для сравнения предлагаю им, к примеру, «Горячий снег» Юрия Бондарева, чтобы они могли сравнить взгляд зарубежных и наших писателей на одни и те же события.- Какие авторы пользуются спросом в вашей библиотеке?
- С удовольствием читают старшеклассники Джерома Сэлинджера, Михаила Булгакова («Мастер и Маргарита»). Что приятно удивляет, ребята понимают авторов, когда интересуюсь полученным впечатлением, с удовольствием делятся. - В связи с этим что можно сказать о грамотности их речи?
- Ребята с 9-го по 11-й класс говорят хорошо, правильно называют автора, произведения, но что касается более младших классов, то нередко случаются курьезы. Как-то раз ученик 6-го класса пришел за романом Гончарова «Обломов». При этом ни автора, ни названия не знает. Дает только описание: «Произведение, в котором какой-то мужик все лежал, лежал на кровати, мечтал и мечтал, потом взял и помер». Ну, думаю, если лежал, мечтал и помер, то только «Обломов» Гончарова. Угадала!- Что читают ученики 5 - 7-х классов?
- Увы, кроме литературы по школьной программе, только фэнтези. Причем Кира Булычева, главного советского фантаста, которым зачитывались подростки тех времен, не признают: слишком скучно для них. Фэнтези для них как компьютерная игра: страшно, просто и ты всегда победитель. Не надо героям сопереживать, надо только разгадывать очередные козни космических злодеев. Такая литература, где только действие и нет душевных отношений, - плод современной книжной индустрии, нацеленной только на прибыль. В ней не рассказывается о красоте природы, важности человеческих отношений, молодежь не размышляет о прочитанном. Книга читается только один раз и, как шелуха семечек, выплевывается, перечитывать такую не хочется. Прочитал, а на душе, в голове и сердце ничего не осталось. - Дети народные сказки читают? Помнится, в наше время в школьных библиотеках были замечательные сборники сказок народов мира.
- Они и сейчас есть, но младшим школьникам они неинтересны. Стоит отметить, что сейчас сказки для детей выпускают не в оригинальном варианте, а в упрощенном, так сказать, в вольном пересказе. Недавно наткнулась на экземпляр «Снежной королевы», выпущенный в конце 80-х годов прошлого века. С удовольствием прочитала внучке полный текст сказки, с которым знакома со времен своего детства. Той настолько понравилось, что забрала книгу с собой, чтобы дома с мамой еще раз перечитать. Неизменной у школьников остается любовь к пушкинским сказкам. Видимо, гениальная поэзия близка и понятна современным детям. - Как вы думаете, все ли старшеклассники могут справиться с сочинением по литературе для ЕГЭ?
- Я бы не назвала сочинением в полном смысле этого слова. Просто текст, в котором дается литературно-стилистический анализ. Он далек от того сочинения, которое писали советские школьники. Думаю, старшеклассники с анализом справятся. Надо только вызубрить наизусть несколько вариантов и все. А написать настоящее сочинение, где надо хотя бы полностью прочитать произведение, пропустить через себя, выстроить композицию, дать точную характеристику героям произведения, под силу, увы, сейчас немногим учащимся. Нет практики чтения, нет умения изложения, составления текста. Учителя жалуются, что современные дети разучились просто писать. Они привыкли общаться путем эсэмэс-сообщений, в интернете у них свой стиль: писать коротко, сокращенно и без соблюдения элементарных правил грамматики. А все потому что очень мало читают.- Но вы же сами говорили, что молодежь читает.
- Да, и не отказываюсь от этих слов. Я составила кривую читательского интереса у школьников. В начальных классах он достаточно высок. Читают почти все. В 5 - 7-х классах наблюдается спад посещения библиотеки. Дети берут только то, что необходимо по программе, и современный ширпотреб - фэнтези. Возвращаются школьники к качественным книгам в 9 - 11-х классах. Наверное, мы сами виноваты, что наши дети не читают. Причины известны и банальны: много работаем, сильно устаем, вечером нет времени посидеть с ребенком и почитать книжку. Радуемся, когда ребенок сам себя занимает компьютерными играми. Не шумит и ладно. Потом удивляемся, как из ребенка вырос недалекий эгоист. За три десятка лет работы в библиотеке я пришла к выводу, что если хоть раз человек прочел хорошую книгу, она все равно отложится в подкорке, в глубине души и сердца. И такой человек не пойдет на преступление, не будет творить зло намеренно.- Говоря о современной литературе, согласитесь ли вы с мнением, что сейчас не хватает таких произведений, чтобы сразу цепляло, заставляло бы думать?
- Соглашусь. У меня сложилось впечатление, что большей части молодежи и не нужны такие произведения, которые цепляли бы за душу. Из 50 старшеклассников нашей школы лишь человек 20 любят качественную, серьезную литературу, заставляющую думать. - Хорошая книга - это какая, о чем?
- О любви, дружбе, простых человеческих отношениях. О заповедях, о которых говорится в любой религии: не убий, не укради, береги ближнего своего и так далее. В последние годы такое светлое слово, как «любовь», изгадили. Под ним подразумевают продажную любовь, секс, любовь к деньгам, богатству и так далее. Как-то проводила у пятиклассников тематический урок по произведению Крапивина. Спрашиваю у детей, что такое любовь. Они начали хихикать. Когда же стала объяснять им, что за этим словом скрываются чувства к родителям, к малой и большой родине, любовь юноши к девушке, любовь настоящая, за которую жизнь отдашь, то смешки прекратились, пошла ответная реакция. Дети наперебой стали говорить о своих светлых чувствах. Кто-то любит сильно маму и папу, кто-то - сестренку или братишку, а кто-то - свою улицу и щенка, живущего в подвале дома.
- Безусловно. Так получилось, что поступление на работу в школьную библиотеку совпало с выделением денег на закупку художественной литературы. Мы закупили Полное собрание сочинений Франсуазы Саган, Эриха Ремарка, Рея Брэдбери. Согласитесь, серьезные авторы, качественные литературные произведения. Если честно, немного сомневалась в правильности выбора, но время показало, что была права. Старшеклассники читают этих авторов с удовольствием. Мало того, после них берутся за советских авторов, которые писали на те же темы. Когда читают Ремарка, много писавшего о Второй мировой войне, для сравнения предлагаю им, к примеру, «Горячий снег» Юрия Бондарева, чтобы они могли сравнить взгляд зарубежных и наших писателей на одни и те же события.- Какие авторы пользуются спросом в вашей библиотеке?
- С удовольствием читают старшеклассники Джерома Сэлинджера, Михаила Булгакова («Мастер и Маргарита»). Что приятно удивляет, ребята понимают авторов, когда интересуюсь полученным впечатлением, с удовольствием делятся. - В связи с этим что можно сказать о грамотности их речи?
- Ребята с 9-го по 11-й класс говорят хорошо, правильно называют автора, произведения, но что касается более младших классов, то нередко случаются курьезы. Как-то раз ученик 6-го класса пришел за романом Гончарова «Обломов». При этом ни автора, ни названия не знает. Дает только описание: «Произведение, в котором какой-то мужик все лежал, лежал на кровати, мечтал и мечтал, потом взял и помер». Ну, думаю, если лежал, мечтал и помер, то только «Обломов» Гончарова. Угадала!- Что читают ученики 5 - 7-х классов?
- Увы, кроме литературы по школьной программе, только фэнтези. Причем Кира Булычева, главного советского фантаста, которым зачитывались подростки тех времен, не признают: слишком скучно для них. Фэнтези для них как компьютерная игра: страшно, просто и ты всегда победитель. Не надо героям сопереживать, надо только разгадывать очередные козни космических злодеев. Такая литература, где только действие и нет душевных отношений, - плод современной книжной индустрии, нацеленной только на прибыль. В ней не рассказывается о красоте природы, важности человеческих отношений, молодежь не размышляет о прочитанном. Книга читается только один раз и, как шелуха семечек, выплевывается, перечитывать такую не хочется. Прочитал, а на душе, в голове и сердце ничего не осталось. - Дети народные сказки читают? Помнится, в наше время в школьных библиотеках были замечательные сборники сказок народов мира.
- Они и сейчас есть, но младшим школьникам они неинтересны. Стоит отметить, что сейчас сказки для детей выпускают не в оригинальном варианте, а в упрощенном, так сказать, в вольном пересказе. Недавно наткнулась на экземпляр «Снежной королевы», выпущенный в конце 80-х годов прошлого века. С удовольствием прочитала внучке полный текст сказки, с которым знакома со времен своего детства. Той настолько понравилось, что забрала книгу с собой, чтобы дома с мамой еще раз перечитать. Неизменной у школьников остается любовь к пушкинским сказкам. Видимо, гениальная поэзия близка и понятна современным детям. - Как вы думаете, все ли старшеклассники могут справиться с сочинением по литературе для ЕГЭ?
- Я бы не назвала сочинением в полном смысле этого слова. Просто текст, в котором дается литературно-стилистический анализ. Он далек от того сочинения, которое писали советские школьники. Думаю, старшеклассники с анализом справятся. Надо только вызубрить наизусть несколько вариантов и все. А написать настоящее сочинение, где надо хотя бы полностью прочитать произведение, пропустить через себя, выстроить композицию, дать точную характеристику героям произведения, под силу, увы, сейчас немногим учащимся. Нет практики чтения, нет умения изложения, составления текста. Учителя жалуются, что современные дети разучились просто писать. Они привыкли общаться путем эсэмэс-сообщений, в интернете у них свой стиль: писать коротко, сокращенно и без соблюдения элементарных правил грамматики. А все потому что очень мало читают.- Но вы же сами говорили, что молодежь читает.
- Да, и не отказываюсь от этих слов. Я составила кривую читательского интереса у школьников. В начальных классах он достаточно высок. Читают почти все. В 5 - 7-х классах наблюдается спад посещения библиотеки. Дети берут только то, что необходимо по программе, и современный ширпотреб - фэнтези. Возвращаются школьники к качественным книгам в 9 - 11-х классах. Наверное, мы сами виноваты, что наши дети не читают. Причины известны и банальны: много работаем, сильно устаем, вечером нет времени посидеть с ребенком и почитать книжку. Радуемся, когда ребенок сам себя занимает компьютерными играми. Не шумит и ладно. Потом удивляемся, как из ребенка вырос недалекий эгоист. За три десятка лет работы в библиотеке я пришла к выводу, что если хоть раз человек прочел хорошую книгу, она все равно отложится в подкорке, в глубине души и сердца. И такой человек не пойдет на преступление, не будет творить зло намеренно.- Говоря о современной литературе, согласитесь ли вы с мнением, что сейчас не хватает таких произведений, чтобы сразу цепляло, заставляло бы думать?
- Соглашусь. У меня сложилось впечатление, что большей части молодежи и не нужны такие произведения, которые цепляли бы за душу. Из 50 старшеклассников нашей школы лишь человек 20 любят качественную, серьезную литературу, заставляющую думать. - Хорошая книга - это какая, о чем?
- О любви, дружбе, простых человеческих отношениях. О заповедях, о которых говорится в любой религии: не убий, не укради, береги ближнего своего и так далее. В последние годы такое светлое слово, как «любовь», изгадили. Под ним подразумевают продажную любовь, секс, любовь к деньгам, богатству и так далее. Как-то проводила у пятиклассников тематический урок по произведению Крапивина. Спрашиваю у детей, что такое любовь. Они начали хихикать. Когда же стала объяснять им, что за этим словом скрываются чувства к родителям, к малой и большой родине, любовь юноши к девушке, любовь настоящая, за которую жизнь отдашь, то смешки прекратились, пошла ответная реакция. Дети наперебой стали говорить о своих светлых чувствах. Кто-то любит сильно маму и папу, кто-то - сестренку или братишку, а кто-то - свою улицу и щенка, живущего в подвале дома.