Огромный 17-этажный дом высится почти на окраине города. На границе с дворовой площадкой роща тонкоствольных березок. Чуть подальше поселок Большие Клыки. Из окон верхних этажей открывается панорама до Самосырово и трассы М-7. Вид неописуемый! Будет на что полюбоваться ветеранам, получившим там квартиры.
Сазида апа Сабирзянова, вдова инвалида ВОВ, прижимает к себе трехцветного пушистого котенка. И, волнуясь, ждет высоких гостей. На еще не оборудованной кухне накрыт чайный стол, где чак-чак и перемячи, кулич и пасхальные яйца. Только-только отпраздновали Христово Воскресение.
- Не дождался мой старик такой радости! - смахивает слезу Сазида апа. – Восемь лет стояли в очереди на новое жилье. Наш домик-то в Дербышках совсем старенький стал. Да и тесно там было - дети, внуки (у Сазиды апа четыре дочери, трое сыновей, 14 внуков и правнуков). А здесь как хорошо, светло! Ничего что высоко. Я ведь на улицу больно-то не выхожу. Свежим воздухом на балконе можно подышать, а если что, лифт у нас работает.
Однофамилец великого полководца Владимир Михайлович Кутузов войну не помнит. Немудрено, ему всего годик исполнился в 1941 году. Большая семья в войну распалась. Сестра пропала на фронте без вести. 12-летний брат сбежал на войну и погиб. Мама умерла от болезни в 1942 году. Отца репрессировали в 1945-м. И взрослый человек столько горя и невзгод не выдержал бы... Но Владимир Михайлович выжил, вырос, возмужал, обрел профессию и семью.
Только вот с жильем была беда. В Казани жил до последнего времени в небольшой комнатушке общежития.
КСТАТИ. После 1 января 2010 года на учет для получения жилья в минтруда, занятости и соцзащиты РТ принято еще 335 ветеранов ВОВ.
- Дождался! – только и смог он счастливо выдохнуть, когда получал жилищную субсидию как житель блокадного Ленинграда. – Сейчас остается только жить в свое удовольствие и радоваться каждому дню.
Самая большая семья из ветеранов-новоселов у Аглямутдина Акрамовича Зиннурова: 5 дочерей, сын, 16 внуков и 9 правнуков. Они с супругой получили два жилищных сертификата. Она как инвалид 2-й группы. Он как житель блокадного Ленинграда.
- Слава Всевышнему, дети и внуки сегодня не знают того, что пришлось пережить нам, - говорит глава семейства. – Перед войной мы переехали в Выборг. Когда отца забрали на фронт, перебрались в Ленинград. Жили там до снятия блокады. Чудо, что все выжили. Новая квартира для нас – самый дорогой подарок.
Зеленый сундучок – имущество Разии Сафовны Султановой. Это память о покойном муже Галимзяне Султановиче – участнике и инвалиде ВОВ. Был он пехотинцем, воевал под командованием маршала Жукова, прошел всю Великую Отечественную. Но уже 24 года Разия апа вдовствует.
- И радостно, что въезжаю в новую квартиру, и горько, - вздыхает она. – Нам бы вместе здесь жить с мужем. Это ведь благодаря ему мне выпало такое счастье!
- Двойственное чувство испытываешь после посещения квартир ветеранов-новоселов, - признался в интервью журналистам Ильсур Раисович. – За 65 лет после войны мы должны были уже всех обеспечить жильем. Хорошо, что государство решило полностью закрыть этот долг. Все ветераны Казани, вставшие на учет до 1 марта 2005 года, до 1 мая 2010 года будут обеспечены жильем. До конца года получат квартиры ветераны, вставшие на учет позже. Некоторые ветераны, проживающие в других населенных пунктах республики, пожелали получить квартиры в Казани. Мы готовы помочь им в этом.
КСТАТИ. С начала года в дом №8 на улице Глушко заселились 104 ветерана. В рамках программы обеспечения жильем на учете в управлении жилищной политики исполкома Казани состоят еще 511 ветеранов ВОВ, вставших на учет до 1 марта 2005 года. Из них жилищную субсидию реализовали 488 человек. Из этого числа 181 ветеран решил жилищный вопрос: 155 человек въехали в новые квартиры, построенные по программе соципотеки, 26 купили вторичное жилье. 330 ветеранов пока не получили жилье. 257 планируют справить новоселье до 1 мая этого года, 71 ветеран - после этой даты. Два ветерана оформляют документы на вторичное жилье.