ЛИКБЕЗ. Базовый лагерь на берегу Волги в Чувашии. Волго-Вятский регион почти в полном составе. Приехал экипаж из Тулы. По дороге мне объяснили правила трофи-рейда и деление машин на классы. Поняла основное: чем больше усовершенствований у авто, тем выше его класс и сложнее трасса. Кроме привычных «УАЗов», «Нив», джипов здесь можно увидеть то, что гонщики называют «котлетой». Машина «нафарширована» настолько, что от оригинала почти ничего не осталось. То ли трактор, то ли джип… Классы супертуризма: ТР1, ТР2, ТР3 - делятся по мере усовершенствования машин. Итак, ТР1 – серийные внедорожники, оснащенные системой навигации. ТР2 – с допускаемыми изменениями в конструкции подвески, установкой лебедок и колес диаметром до 33 дюймов. В ТР3 стартуют самодеятельные конструкции-прототипы.
Есть еще класс ATV. Это четырехколесная мототехника. В ней объединяются черты внедорожника, трактора и мотоцикла. Это квадроциклы - «квадрики». Их стихия - песок, грязь, болото, чаща. Именно в классах ТР3 и ATV самые жесткие требования по безопасности – обязательное использование защитных шлемов. ATV выпускаются на старт и в рейд только парой: для помощи друг другу на случай поломок.
ПОЕХАЛИ! Утром едем к месту старта. Для стандартного и модифицированного класса он в стороне от старта участников машин классов ТР1, ТР2, ТР3 и ATV. Секретарь казанского клуба Ирина посадила меня пассажиром («балластом», усмехнулись пилоты) в зеленодольский экипаж. Наш бортовой номер 71. Пилот-водитель – Сергей, штурман – Роман, машина Toyota Hilux, класс ТР1. Ребята участвуют в гонках не впервые. Сегодня решили идти в паре с другим экипажем – Евгением, Сергеем и Игорем на машине Jeep Wrangler, ТР1. Их номер 38.
Со старта никто не срывается. Штурманы забивают в GPS-навигаторы координаты точек, где необходимо отметиться и сфотографироваться для отчета на финише.
ПРАВИЛА. Тронулись! Впереди красный Jeep Wrangler. Сергей рассказывает, что по регламенту соревнований нужно уложиться в 16 часов, сориентироваться на местности при помощи GPS-навигатора, найти все 26 точек (для ТР3 64) и привезти для отчета флеш-карту от фотоаппарата. Причем фотографироваться надо так: одна рука касается точки (дерево или столб с отметкой краской и номером), вторая – неотъемлемой части автомобиля. В кадр обязательно должен попасть и бортовой номер экипажа. Все это по труднопроходимым участкам. А каждый - или глинистая колея, или каменисто-песчаный плес, или болото.
КАК ЭТО БЫЛО. Первые взятые точки на болоте. Земля предательски ходит под ногами, выступает вода. Но экипажи экипированы соответственно – резиновые сапоги, непромокаемые комбинезоны, куртки. К точкам подъезжают сразу несколько машин и ждут очереди на фотосессию. Никто не задерживается. Подъехали, пилот позирует «точка-рука, рука-машина», штурман щелкает кнопкой фотоаппарата. Освободившееся место занимает другой экипаж.
Уже на второй точке применили лебедку. Сели в болотную жижу. Процесс, когда при помощи лебедки выдергивают из грязи завязшую машину, ребята называют «лебедиться». Замечаю, что кроме обеспечения навигации штурман выполняет очень тяжелую работу: он должен разведывать дорогу, оперировать лебедкой. Короче, обеспечивать для своей машины трассу. В некоторых экипажах обязанности штурмана исполняют женщины. Но их мало.
Неожиданно на нас выпрыгивают «квадрики». И, как стайка оленей, мчатся мимо. По бокам авто бесконечно стучат ветки деревьев и кустов. На старте я заметила: некоторые пилоты обклеили машины от царапин оракалом.
КУДА? К следующим точкам путь лежал через деревню. Увидев нас, один из жителей удивленно присвистнул: «Куда вы? Там дорог нет!» Посмотрев, как идущий впереди джип смело начал спускаться по склону овражка, водитель ответил: «А нам и не надо!» Местные бобры устроили дополнительные препятствия – запруды. Часть пути машины идут по воде. Сотовый тщетно пытается найти связь. Наивная техника!
Очередные точки на столбах ЛЭП. Пройти по колее без помощи лебедки или «дергая» друг друга мы уже не можем: здесь промчалось немало участников рейда. Неожиданно джип, давно переставший быть красным, сворачивает на едва заметную просеку. GPS-навигатор показывает, что точка рядом. Прорубаемся к ней при помощи бензопилы – дорогу преградили упавшие деревья. Точка взята! К виражам, тряске по кочкам начинаю привыкать. Попытки проломить головой новый люк в машине Сергея не удались. Он хорошо подготовил свою машину к гонкам. Остановки предусмотрены только на точках. Про обед можно забыть. Да и боюсь, что еда пойдет обратно. Ребята пьют кофе и воду.
ЭХ, ДОРОГА! К следующей точке пробирались несколько часов. Чем дальше в лес, тем глубже болото. «Лебедились» километра полтора. На трассе затор – вместе с нами пробиваются другие машины. Навстречу, не сбавляя скорости, из лесочка выпрыгнула «котлета». Увидев, что колея прочно занята застрявшими, сделала обходной маневр и обогнула нас прямо через деревья. Я едва успела это запечатлеть. Все же класс ТР3 - реально внедорожник!
Дорога с каждым метром все хуже. Болота! Штурманы пошли на разведку. Местные жители, обалдевшие от непривычного вида джипов на их болоте, сообщают: впереди глубоко увязла одна машина. Посовещавшись, решили не рисковать и вернуться. Минус одна точка.
А вот и обязательная точка 1! Те, кто ее обозначил на уровне трех метров от земли, инквизиторы! Около дерева с меткой навалены бревна. Машины поочередно подтягивают их лебедками. Наш водитель забирается на крышу авто. Рука касается дерева около цифры 1, нога – машины. Яркая вспышка фотоаппарата – и летим дальше. Темнота, дорогу освещают только фары. Впереди замечаем огни – горят установленные на крыше одной из машин класса ТР2 дополнительные фары. Их называют люстрами. Следующие четыре точки собираем наперегонки с туляками и «квадриками».
ФИНИШ. Штурман сообщает по рации: бензин на исходе. На часах пол-одиннадцатого ночи. Так хочется спать! Но мы собрали не все точки. Летим дальше. Бензина хватает только на одну точку. Каждая стоит баллов. В лимит времени мы уложились. Оба экипажа набрали по 185 баллов. Идем к финишу. Наше время в пути 13 часов 38 минут. Собрано 20 точек. Скорей бы в лагерь. И спать, спать!
ПОБЕДИТЕЛИ И ОТСТАВШИЕ. Утром различить марки машин невозможно. Грязью залеплено все, кроме лобового стекла и бортовых номеров. На платформах стоят «квадрики» и «котлеты». Машины экипажей 38 и 71 отмывали в мойке шесть часов! Наш результат оказался третьим. Еще два экипажа получили одинаковое количество баллов (по 190) и заняли второе и третье места. А вот победители в классе ТР1 казанцы Андрей и Сергей на TLC-80 умудрились собрать все точки и получить 270 баллов! Три машины до финиша не добрались. Утром за ними поехали машины класса ТР2. Кто-то поломался. Одна машина легла на бок. Но все живы. А считать синяки и ушибы здесь не принято. Все знали куда ехали!