ДОРОГА С ДРУГОМ НА ЗВЕЗДУ

В село Юлдус под Шадринском я попал накануне Сабантуя. Друг посоветовал побывать там, чтобы сравнить, как живут уральские татары в окружении русских деревень. Мы попали в оазис созидания среди разрухи и пьянства..

news_top_970_100

В село Юлдус под Шадринском я попал накануне Сабантуя. Друг посоветовал побывать там, чтобы сравнить, как живут уральские татары в окружении русских деревень. Мы попали в оазис созидания среди разрухи и пьянства..

Предсельсовета Шайхунур Сабиров и руководитель сельхозкооператива "Восток" Рузан Хафизов готовились к приезду губернатора Курганской области Олега Богомолова. Специально ради этого асфальтировали центральный юл и поворот к новенькой мечети, построенной местным фермером Ахмадуллой Хабибуллиным.

Ахмадулла Шуйдуллович, дважды совершивший хадж и ставший муллой в соборной мечети ичкинских татар, тоже был в отъезде, так что из местных руководителей мы смогли встретиться лишь с директором Юлдусской средней школы Гульсимой Лукмановой и начальником местного отделения связи Зайтуной Хайбуллиной. Женщины рассказали, что в их селе около трехсот дворов (и еще 80 домов в расположенной неподалеку новой деревне Янавыл).

Бывший колхоз имени Фрунзе, преобразованный в сельхозкооператив, испытывает финансовые трудности. Но сельчане на безденежье не ропщут - на каждом подворье по пять-шесть голов крупного рогатого скота, мясо возят продавать в Екатеринбург (там цены выше, чем в Кургане). Сдают закупщикам картофель, овощи, в общем, не бедствуют. Женившихся сыновей отделяют, строят новые дома. Это бросается в глаза сразу на въезде в Юлдус: новенькие срубы из соснового бруса, коттеджи из красного кирпича. После деревенек, что мы проезжали - с заваленными заборами, оголившимися крышами и зияющими глазницами окон - вид татарского села поражает.

Сайфулла Сайдашев сидит на пригреве у дороги, стережет молодых гусят. Он местный, только всю жизнь проработал на Севере, но, выйдя на пенсию, вернулся на родину. Теперь на газпромовских вахтах работают дети, а к бабаю с даваникой приехал на каникулы внук погостить.

Другой аксакал - Динар Барыев, ведет хозяйственные дела в мечети. Жалуется, что молодые редко бывают на намазе, в основном старики и старушки (для них в мечети построен специальный балкон, там теплее). Абдурахман Исаков, узбек из Тюмени, арендующий в "Востоке" пилораму, по выходным в мечети читает Коран местным мальчишкам, объясняя трудные места.

Одним словом, старинное татарское село живет и с уверенностью смотрит в будущее. А в местном сельпо, узнав, откуда мы, просили передать казанским предпринимателям, чтобы везли им каляпуши и ичиги, аудио- и видеокассеты с татарскими песнями - на все это у ичкинцев неудовлетворенный спрос. И в Казань они любят ездить, в прошлом году трое юлдусских школьников отдыхали в казанских летних лагерях. Жаль, в этом году путевок не досталось...

Александр ВОРОНИН,

Екатеринбург - Курган - Казань.

СПРАВКА "КВ"

Селение Ичкин было основано в середине XVII века, по преданиям местных жителей, отсюда началось расселение татар по Среднему и Южному Уралу. В советское время его переименовали в село Юлдус Шадринского района Курганской области. Какой-то шадринский начальник, из казахов, так перевел слово "звезда". У него получилось Юл-дус (дорога - друг).

news_right_column_240_400