В тесноте и толкучке один плюс: можно всегда устоять, так как падать некуда. Кондуктор проявляла чудеса изворотливости. Вот кого надо отправлять на проект «Минута славы»! Она как ледокол не только продвигалась через толпу, но и умудрялась «обилечивать» пассажиров.
Через две остановки в автобусе стало намного просторнее. Я облегченно вздохнула, но зря расслабилась. Автобус резко тормознул. Развернувшись на 180 градусов, я ударилась о сиденье. Ничего себе! Это намного экстремальнее всяких американских горок! В воображении нарисовался огромный красочный плакат с объявлением: «Внимание! Дорожно-транспортный аттракцион! Только в наших автобусах вы сможете весело провести время и в час пик испытать неповторимые ощущения!
И всего за 15 рублей!»
Но тут мои фантазии прервала громкая ругань. Женщины впереди салона были возмущены сильным толчком и засыпали упреками бедного водителя:
- Дрова везешь, что ли?
- Шумахер, блин!
- Можно поосторожней? Мы ведь не мешки с картошкой!
Их негодование росло. Попало и кондуктору:
- Мы будем жаловаться!
- Скажите вашему водителю, пусть не лихачит!
Кондуктор развела руками, пыталась их успокаивать.
Пассажиры, конечно, правы. С другой стороны, а как водителям сохранять спокойствие, каждый день продираясь сквозь густые заросли транспорта? А кондукторам каково? Мы привыкли их все время винить, критиковать. И что проезд дорогой, и что автобус вовремя не пришел, и что водитель лихачит. А что кондуктор думает про пассажиров? Как мы выглядим со стороны?
На следующий день, прихватив рабочие инструменты - блокнот и ручку, отправилась на остановку. Сев в первый подъехавший автобус, проехала до конечной. Воспользовавшись окном в расписании, завела разговор. К счастью, собеседники оказались общительными.
Константин Евдокимов за рулем шесть лет. За день по маршруту делает семь кругов. Бич всех водителей - пробки. В основном дорожные заторы образуются утром с восьми до десяти и вечером с четырех до девяти. На выезде из Авиастроительного района пробки бывают весь день. Проблема остановок волнует водителей автотранспорта не меньше.
- У нас очень маленькие остановки, особенно на Волгоградской, - поясняет Константин. - Главная беда - легковые автомобили, загораживающие проезд к остановке, хотя это и запрещено правилами дорожного движения. К «Улице Татарстан», например, вовсе не подъедешь. Там везде припаркованы машины. Приходится останавливаться посреди дороги.
Гульнара Габдуллина работает кондуктором чуть дольше Константина:
- Зайцев сейчас почти не бывает, - говорит она. - Вот только частенько приходится сталкиваться с такими наглыми пассажирами, что порой просто невозможно сохранять спокойствие. Бывают и просто невнимательные. Сначала садятся и проезжают часть пути, затем спохватываются, вскакивают и заявляют, что сели не в тот автобус.
За шесть с половиной лет Гульнаре довольно часто приходилось сталкиваться с карманниками. Они даже ставили ей условие: «Не мешайте нам, и мы не будем вам мешать».
- В последнее время их почти не осталось, - говорит она. - Видимо, люди стали более бдительными, и деятельность воров перестала приносить доход.
- А что самое сложное в вашей профессии? - поинтересовалась я.
- Недосып, - в один голос сказали Константин и Гульнара.
- Третий стакан кофе за два часа выпиваю, - добавляет водитель. - Ведь самое главное за рулем - внимание. Мы ответственны за каждого пассажира.