ДРУГ МОЙ, ЭЛЬМА!

На войне служили не только люди, но и животные, в частности собаки. Об одном таком четвероногом бойце мне поведал тесть, ныне покойный инвалид Великой Отечественной Шариф абый Нигматзянов.

news_top_970_100

- В первом же бою подбил танк из противотанкового ружья, но и сам был ранен. После излечения попал в отдельный армейский отряд связистов, которые работали с собаками. Здесь и познакомился со своей "боевой подругой" - обученной овчаркой по кличке Эльма.

Мы тянули проводную связь вслед за наступавшими войсками. Когда связь прерывалась из-за обстрелов, донесения посылались с собаками. У Эльмы на ошейнике был специальный карманчик, туда клались записки. Собака бежала куда прикажут, а потом возвращалась на место, неся ответные донесения.

Связисты любили мою Эльму. Это и понятно: ведь она выполняла нашу работу, рискуя своей жизнью. Бойцы частенько подкармливали ее сухарями, а иногда кусочками сахара.

Бывало, при сильных бомбежках, когда гудела земля, Эльма, скуля от страха, залезала в мой окопчик и, дрожа всем телом, старалась спрятаться в полах моей шинели. А я как мог успокаивал ее.

Во время очередного наступления из-за сильного обстрела пехота залегла. Как назло, оборвалась связь. Командир приказал срочно доставить донесение артиллеристам, чтобы поддержали атаку огнем. Я прицепил записку к ошейнику Эльмы и приказал ей бежать назад, в штаб подразделения. Но вскоре она вернулась, испугавшись взрывов. И тогда я (никогда себе этого не прощу!) ударил ее ремнем. Эльма с визгом отбежала от меня в сторону. После боя ее нашли в воронке убитой. Видно, чуяла, ни в какую не хотела вылезать из окопа...

После Победы собаки всегда были моими друзьями в домашнем хозяйстве, болела у меня душа и за бродячих животных. Сколько лет прошло после войны, а до сих пор во сне я вижу свою Эльму.

Записал Наиль ЯСАВИЕВ.

news_right_column_240_400