На необходимость целенаправленного изучения того или иного языка с малых лет указывается и в научных исследованиях. Ученые подчеркивают, что именно старший дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом в обучении языкам, так как он характеризуется эмоциональной готовностью к овладению знанием и прочностью запоминания языковой информации.
Главной задачей обучения русскоговорящих детей татарскому языку в детском саду является выработка навыков устной речи - умение слышать и правильно произносить звуки, а также активизация и расширение словарного запаса, формирование грамматических конструкций, составление предложений и маленьких рассказов по темам, формирование диалогической и монологической речи.
Однако многолетний опыт работы воспитателем по обучению дошкольников татарскому языку показывает, что русскоговорящие дети хорошо говорят на занятиях, но не используют татарскую речь в самостоятельной деятельности, общении между собой. Да и у русскоговорящих воспитателей возникают психологические барьеры в связи с непривычными звуками татарской речи. Поэтому передо мной встала задача, как побудить и детей, и взрослых использовать татарскую речь во всех видах детской деятельности.
Однажды главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера Якупова подарила мне свою книгу «Музей детства в Казани» с играми, в которые мы играли в детстве. Тогда не было телефонов, планшетов да и телевизоры были не у всех. Мы целыми днями играли на улице, и нам было весело и интересно. Многие из этих игр можно использовать и на русском языке, и на татарском.
И я решила попробовать применить эти дворовые игры для закрепления и активизации татарской речи в работе с детьми. Ребята сами учатся договариваться между собой о выборе игры, правилах, это дает широкую возможность для общения детей между собой. Главное назначение таких игр - развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение.
Дворовые игры можно использовать во всех моментах жизни детского сада, совместной и самостоятельной деятельности: на прогулке, в группе, на занятиях, при проведении праздников и развлечений.
Для проведения своих занятий я подобрала такие игры, как дочки-матери, прятки, «Узнай по голосу», «Съедобное - несъедобное», «Кто лишний, что лишнее», пальчиковая игра «Семья» и др. Апробировав их, составила картотеку игр по всем возрастам и предложила ее педагогам ДОУ. Дети с удовольствием принимали участие в этих играх.
При этом важно в группах создать обстановку непринужденного общения, где дети разговаривают на татарском языке, слушают речь других, благодаря этому у них осуществляется взаимовлияние речи.
Были проведены консультации, мастер-классы, круглые столы, еженедельные семинары-практикумы для педагогов детского сада по использованию дворовых игр для закрепления татарской лексической дозы в разные моменты распорядка дня.
Но хорошие результаты появляются лишь тогда, когда согласуются усилия педагогов и родителей. Поэтому проводилась и работа с родителями. Мы рассказывали им о важности обучения детей татарскому языку, просили активировать татарскую речь детей, играя с ними. Проводились практикумы по разучиванию дворовых игр.
Теперь мы играем всегда и везде: на занятиях, прогулке, в группе, на праздниках. Играют дети сами, играют вместе с воспитателями, родителями.
Автор-составитель книги Венера Якупова не раз приходила к нам в детский сад, общалась с детьми и их родителями, принимала участие в играх.
Опыт такой работы показал, что дети стали более раскованными и уверенными в общении со сверстниками на татарском языке. Да и воспитатели смогли преодолеть психологический барьер и начали постоянно использовать в общении с детьми татарскую речь. А главное, повысился уровень усвоения лексической дозы, предусмотренный учебно-методическим комплексом «Говорим по-татарски», а также уровень владения монологической и диалогической речью на татарском языке.
Таким образом, дворовые игры имеют большое значение при обучении дошкольников татарскому языку. Важно, чтобы дети сами проявляли инициативу при их выборе.
Научите своих детей играть в подвижные дворовые игры - пусть их детство станет счастливее и интереснее!
Римма ГАНЕЕВА,
воспитатель по обучению татарскому языку МБДОУ №77 г. Казани