Еще не вечер. А как доехать до дома?

Казань не зря назвали третьей столицей России. И по части культурно-развлекательной, и по части спортивной нам есть куда сходить.

news_top_970_100
Если вы театрал, пожалуйте в театр оперы и балета имени М.Джалиля, Качаловский, театр имени Г.Камала, имени К.Тинчурина, ТЮЗ. Кроме этого, в городе работает множество небольших театров. Болельщикам повезло еще больше - во всех игровых видах спорта наши команды занимают лидирующие позиции в высших дивизионах. А футбольный «Рубин» запомнила вся Европа, когда мы победили в Барселоне лучшую команду мира. 
Спортивных сооружений в городе непрерывно прибавляется - Казань готовится к Универсиаде. Так что приходите, приезжайте!
Вот только… Как вы будете добираться оттуда домой? Вопрос далеко не риторический.
Театральный разъездЯ часто бываю в театре. Спектакли начинаются как минимум в 18.00. Приплюсуйте к этому два-два с половиной часа (а иногда и более того), и получится время, когда даже несовершеннолетним еще разрешается гулять. Казанские пассажиры, видимо, недотягивают в правах даже до несовершеннолетних, поскольку их в автотранспортных предприятиях в расчет не принимают. Не будем голословны.
Очередной спектакль в театре оперы и балета имени М.Джалиля закончился в 20.40. Зрители лихорадочно одеваются и бегут сломя голову. Куда? Да на последний автобус, отвечают. Как?! Время-то детское. И я наивно простоял полчаса на остановке, ожидая автобуса маршрута №89, после чего пошел на метро, благо подземка работает до 23.00. Лично меня это не совсем устраивало, поскольку от конечной станции «Проспект Победы» необходимо было еще ехать несколько остановок на автобусе или троллейбусе.
Все давно привыкли, что троллейбус в это время ждать бессмысленно, но оказалось, что и автобусов тоже. Подвозом пассажиров от метро до остановки «Сахарова» активно занималась сомнительного вида «Газель», взимая с граждан по 20 рублей. 
На следующий день я спросил водителя, до какого времени ходит его автобус маршрута №89, на что он ответил:
- Где-то до полдевятого-девяти. А кого возить? Двух-трех человек?
Возражать я не стал, но вспомнил приличное количество людей, ожидавших накануне хоть какой-то городской транспорт.
Припомнились и два спектакля, которые шли по четыре часа (один в оперном театре, другой в Качаловском). Тогда я радовался, что успел хотя бы на метро. Далее пришлось идти пешком.
Обещанного два года ждать?На сайте Универсиады-2013 в разделе «Транспорт» читаем:«Автобусный парк Казани располагает комфортабельными автобусами российского (НефАЗ, МАЗ) и китайского (Higer, Golden dragon) производства. С 2007 года в Казани выведены из эксплуатации более 2500 устаревших моделей автобусов, которые постепенно заменяются автобусами большей вместимости, соответствующими современным экологическим нормам Euro3. Это позволяет повысить безопасность перевозок, значительно разгрузить транспортный поток на городских улицах, благоприятно повлиять на экологическую обстановку в городе».
Может, и так, но я теперь четко усвоил: обратно только на такси. Поэтому каждый поход в театр суммарно обходится в два раза дороже.
Сначала «оле» потом «ой-ёй»Не знаю, как насчет третьей столицы, но то, что Казань спортивная столица, сегодня ни у кого не вызывает сомнений. И по определению здесь должны любить болельщиков, ведь именно они выкладывают свои кровные за посещение тех или иных спортивных мероприятий, обеспечивая хоть какой-то доход. Да и поддержка наших спортсменов важна. Но на деле все оказывается совсем по-другому. 
Если, скажем, летом матч на Центральном стадионе начинается в 19.30, то заканчивается он в 22.00, а если матч международный, то начинается и того позже - в 20.30. Заканчивается соответственно в 23.00. Автобусы, курсирующие мимо стадиона, ходят максимум до 21.00. В ПАТП-4 по поводу маршрута №75 (его остановка возле стадиона) нам ответили, что их мало и в 20.40 последний, но водители доверительно сообщили, что в принципе и в 19.30 уже можно не ждать. Что, собственно, заметили и болельщики.
Этот же автобусный маршрут проходит и мимо «Татнефть-арены», где проводятся хоккейные матчи, которые начинаются в 19.00. Нет нужды перечислять остальные маршруты - картина будет такая же безрадостная. Возле каждого спортивного комплекса по окончании состязаний толпы болельщиков снуют в поисках транспорта. Как опять не вспомнить добрым словом метро, которое в это время еще работает. Но это удобство для тех, кто ходит на Центральный стадион и доедет в метрополитене без пересадок. Жителей поселка Мирного, скажем, метро не спасает, да и в Соцгород на нем вы не доедете. К услугам таких болельщиков только такси. 
В чем же проблема?Позиция транспортных предприятий понятна - работать до 23.30 нерентабельно. Но есть же маршруты, например, №30, 31, на которых автобусы ходят до 23.00 и даже до 23.40, хотя это единичные случаи.
Транспортников можно понять: у них явная нехватка водителей. Кто пользуется городским транспортом, знает, кто сегодня сидит за рулем.И все же надо заметить, что транспорт-то муниципальный и ориентирован он должен быть на граждан вне зависимости от социального положения или увлечений. Мне кажется, что не транспортные предприятия должны решать, до какого часа должен функционировать тот или иной маршрут. Да и вообще не им выстраивать транспортную политику!
Когда-то, впрочем, не так и давно, предприятия промышленности города работали в полную силу: в две, а то и в три смены. И транспорт (заметьте, также муниципальный) ориентирован был на эти самые предприятия. Сегодня, когда на смену рабочему классу пришли банкиры, экономисты, юристы и менеджеры в огромном количестве, городской транспорт на них ориентировать нет смысла. Для тех куда актуальней проблема парковок в городе. 
И опять вернемся на сайт Универсиады-2013. Если по поводу трамваев, троллейбусов и автобусов там только по одному абзацу (один из которых мы уже привели), где расписано, что все у нас просто замечательно, то по поводу такси информация более полная: «В Казани действует более 20 служб такси. Вызвать такси по телефону можно в любое место города круглосуточно. Поездка из района в район по городу может стоить от 100 до 200 рублей (3 - 7 евро). Такси в аэропорт обойдется в 500 - 1000 рублей (14 - 27 евро). Кроме того, можно поймать такси на дороге, для этого надо поднять руку навстречу потоку автомобилей». И приводятся телефоны, по которым можно вызвать такси.
График работы автобусов найти на сайтах автотранспортных предприятий невозможно. Так что ориентация очевидна. Сегодня в ожидании новой схемы маршрутов автотранспорта, как говорят, идеальной, хотелось бы, чтобы при ее разработке учитывался и тот факт, что жизнь в городе не заканчивается с окончанием рабочего дня у менеджеров и топ-менеджеров. А культпоходы в театр или на спортивный матч - неотъемлемая часть нашей жизни. Жизни в городе, именуемом третьей столицей России.
P. S. На одном из телеканалов, невзирая на то, что именно там идет, ровно в 22.00 программа прерывается, диктор сообщает, что время 22.00, и вопрошает: «Ваши дети дома?» Нам тоже хочется спросить после очередного матча: «А ваш болельщик дома?» Про театралов и не спрашиваю...

news_right_column_240_400