«Есть все-таки в Казани джаз…»

26 июня в усадьбе Сандецкогов рамках проекта «Литературные дворики» состоялся литературно-музыкальный спектакль по произведению Василия Аксенова «Простак в мире джаза, или баллада о 30 бегемотах».

news_top_970_100
Перед самым спектаклем погода чуть не нарушила планы организаторов:на небе сгустились тучи, и если бы пошел дождь, то мероприятие пришлось бы перенести с открытой площадки в закрытое помещение музея дома-Аксенова. Но «бог любит джаз», - заметила директор музея, однофамилица писателя Ирина Аксенова. Тучи разошлись, и спектакль состоялся там, где был запланирован. К тому моменту публика – а это казанские любители джаза всех возрастов - уже настроилась на литературное действо, и спектакль не заставил себя ждать. Если говорить кратко, то в основе спектакля эссе Василия Аксенова «Простак в мире джаза или Баллада о тридцати бегемотах», опубликованное в журнале «Юность» в 1967 году. Он рассказывает о том, как в мае 1967 года в Таллине состоялся первый в СССР Международный джазовый фестиваль. Участниками легендарного фестиваля стали лучшие джазовые музыканты со всего мира.Атмосферу того времени воспроизвели артисты спектакля - заслуженная артистка РТ Елена Калаганова, читавшая текст от лица Аксенова, и музыканты джаз- квартета «V.Aksband» под управлением Юрия Щербакова. Благодаря талантливому исполнению Калагановой и грамотно подобранным музыкальным отрывкам, на сцене буквально оживали события фестиваля. Вот молодой корреспондент журнала «Юность» Василий Аксенов с восхищением гуляет по Таллину, покупает местные газеты, «которые пахнут совсем не так, как в наших краях», любуется архитектурой древнего города. В течение следующих нескольких дней он посетит выступления лучших джазменов мира, без остановки будет «есть» джаз, как выразился друг Аксенова, японский писатель и драматург АбэКобо. Особо отмечает Аксенов коллектив из Казани – легендарный оркестр Олега Лундстрема. «Приезжие москвичи хватались за головы: в Казани существовал джаз!» Кульминация рассказа – выступление квартета Чарльза Ллойда, главной иностранной звезды фестиваля «Таллин-67». Квартет«V.Aksband»идеально сымитировал выступление знаменитого американского коллектива: как и в рассказе русского классика, саксофон Юрия Щербакова «рыдал, хохотал, визжал, умолял, требовал, издевался», а, спустя пару минут,неожиданно перешел на лирический лад, стал «мягким лиричным, покаянно-нежным»…После спектакля мы попросили его режиссера Юлию Ахметзянову рассказать о том, как создавался спектакль: - Казанцы, которые были на фестивале в Таллине, говорят, что спектакль очень точно передает атмосферу того фестиваля, - говорит режиссер.- А как зародилась идея спектакля?

- В 2011 году мы с Еленой Калагановой уже делали небольшой отрывок из «Ленд-лизовских» - одного из последних произведений Аксенова о детстве в Казани. Через год директор дома-музея Ирина Александровна обратилась ко мне с вопросом «Что будем делать в этом году?» Были разные варианты, в итоге я решила сделать коллаж из разных произведений писателя с музыкальным джазовым сопровождением. И вдруг, в поисках каких-то кусочков для коллажа, в интернете нахожу этот текст, и на следующий день прихожу и говорю: «Мы не делаем никакой коллаж, мы делаем вот это».- Почему мужской монолог исполняет женщина?- Все дело в характере: Елена, кроме высочайшего профессионализма, обладает еще и таким внутренним мальчишеством, хулиганством, которое у Аксенова тоже было. Когда он сюда приезжал, я видела эти «чертики» у него в глазах. Будучи в возрасте, он остался мальчишкой в душе. Зная это, в выборе я уже не сомневалась.- А как выбирали коллектив?- Два года Юрий Щербаков в доме Аксенова ведет «Клуб любителей джаза» – музыкальные и лекционные встречи, посвященные джазовой музыке. Я его увидела, послушала, и мне показалось, что это человек, который сможет предложить интересные решения и профессионально их озвучить. Так все и получилось. А в целом, мне кажется, что спектакль – это такое коллективное признание, наше общее с Василием Павловичем, признание в любви к джазу. … После продолжительных оваций публика расходилась неохотно. Один из зрителей, словно выразив всеобщее настроение, мечтательно заметил «Да, есть все-таки в Казани джаз». И с ним было трудно не согласиться.

news_right_column_240_400