СИМПТОМЫ. Этим детям и их родителям приходится нелегко: жизнь в изоляции от общества, невозможность ходить в детсад и школу. Из-за поведенческих проблем, связанных с болезнью, дети лишены радости от общения со сверстниками. Они не бывают на праздниках, не ходят в кино... И все же в Казани ситуация с недавних пор изменилась в лучшую сторону. В центре «Апрель» в этом году начала работать подготовительная школа для детей-аутистов. - В Татарстане ни в одном центре с такими детьми не занимаются. Диагноз «аутизм» стали ставить детям только в последние годы. Раньше это заболевание вообще не диагностировалось, - говорит руководитель центра «Апрель» Наталья Трифонова. - Прогресс в диагностике сделали казанские врачи, которые сейчас распознают это заболевание на ранних этапах и сразу отправляют детей к нам.У детей-аутистов ярко выражены поведенческие проблемы. Ребенок как будто живет в своем мире. У него бывают истерики, непонятные окружающим капризы, агрессия, самоагрессия, когда он может очень сильно щипать, царапать и кусать себя. Такие дети не могут объяснить, что с ними происходит, и поэтому замыкаются, сидят дома почти безвылазно. Проанализировав ситуацию, специалисты центра подготовили проект «Счастье быть частью!..», который отправили в Москву в Фонд поддержки детей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и выиграли грант. Благодаря ему с этого года начали работу конкретно с детьми-аутистами. С 1 сентября открыт мини-класс по подготовке к школе. Он вроде обычный и вместе с тем не совсем такой, как традиционный. Так же как и обычные дети, воспитанники центра приходят на занятия. У них есть ранцы, для них звенит звонок, они сидят за партами.РЕАБИЛИТАЦИЯ. В «апрелевской» школе для детей-аутистов обучение проводится в три этапа. Вначале индивидуальные занятия, потом микрогруппа, затем групповые занятия. В конце обучения педагоги планируют, что все их воспитанники пойдут в школу. Уроки посвящены не грамматике и правописанию, а тому, чтобы ребенок познал себя, адаптировался к окружающему миру, умел сидеть за партой, слушать учителя и выполнять простейшие задания. Похожая методика проводится и с малышами, которым необходимо попасть в детсад. Увы, многие воспитатели-педагоги не понимают, что происходит с такими детьми, считая, ребенок просто дурно воспитан.- В первую очередь с нашими детьми занимается специалист по сенсорной интеграции, - продолжает знакомство с центром социальный педагог Фируза Луконина. - Он вырабатывает сенсорные, тактильные ощущения, которых так не хватает аутисту. Сенсорные суммации - это очень сильные сжимания рук, ног, туловища ребенка, которые помогают ему ощутить схему тела. Для этого у нас есть специальное оборудование. Когда ребенок насыщается тактильными ощущениями, его поведение улучшается. У каждого малыша в каждой группе есть свое расписание. Оно необычное - каждое занятие распорядка дня представлено в картинках. Смена картинок позволяет ребенку понять, что сейчас с ним будет заниматься, например, логопед. А затем - тестопластика, после хореография и так далее, пока он не пойдет домой. Понимая этот распорядок, малыш успокаивается.НАДЕЖДА. Два года назад мама Алии от отчаяния не знала что делать. Ее единственная дочь примерно с трех лет стала неуправляемой. - Я никуда не могла с ней пойти, - говорит женщина. - Девочка ни минуты не могла сидеть, без причины плакала, капризничала, часто случались истерики. О том, что ее беспокоит, дочка не могла сказать - Алия не разговаривала, не могла объяснить жестами, не понимала, что от нее хотят. Лишь когда ей исполнилось пять лет, от знакомых я первый раз услышала слово «аутизм». В нашем сельском медпункте о подобной болезни даже не подозревали. Тогда мы стали искать любую информацию о том, как можно вылечить дочку. Так я узнала о центре «Апрель». Мы переехали в Казань, записались на реабилитацию. И буквально через два месяца дочку стало не узнать. Теперь она гораздо усидчивей и спокойней. Стала разговаривать, объяснять, чего хочет, выполнять несложные задания. В этом году Алия пошла в первый класс в обычную школу.Что это такое
Аутизм - состояние психики, при котором ребенок отстранен от внешнего мира и погружен в себя. Чаще им страдают мальчики. Выражается заболевание в отсутствии индивидуальной активности с последующей задержкой в развитии речи, внимания, памяти. Ребенок плохо внедряется в события, происходящие вокруг, избегает общения с людьми, может не реагировать на обращенную к нему речь.Аутичные дети мыслят шаблонно. Они боятся всего нового. Фобии у таких детей могут развиться на что угодно. Аутисты могут бояться электроприборов, темноты, яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом. Такие дети не прижимаются к матери, когда она берет на руки, не тянутся к ней. Избегают прямого взгляда.Малыши могут часами разглядывать рисунки на обоях, озадачивать недетским флегматизмом, пугать своим равнодушием к папе и маме.Умственное развитие таких детей происходит по внутренним, индивидуальным законам. Они длительное время зависают на достигнутых результатах, продвижение вперед бывает скачкообразным с возможными откатами назад.Аутистам интересны стереотипные игры в одиночестве. Их речь отличается негибкостью, механистичностью. Одна из ярких характеристик аутичной речи - повторение услышанной где-либо фразы вне связи с реальной ситуацией.
Аутизм - состояние психики, при котором ребенок отстранен от внешнего мира и погружен в себя. Чаще им страдают мальчики. Выражается заболевание в отсутствии индивидуальной активности с последующей задержкой в развитии речи, внимания, памяти. Ребенок плохо внедряется в события, происходящие вокруг, избегает общения с людьми, может не реагировать на обращенную к нему речь.Аутичные дети мыслят шаблонно. Они боятся всего нового. Фобии у таких детей могут развиться на что угодно. Аутисты могут бояться электроприборов, темноты, яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом. Такие дети не прижимаются к матери, когда она берет на руки, не тянутся к ней. Избегают прямого взгляда.Малыши могут часами разглядывать рисунки на обоях, озадачивать недетским флегматизмом, пугать своим равнодушием к папе и маме.Умственное развитие таких детей происходит по внутренним, индивидуальным законам. Они длительное время зависают на достигнутых результатах, продвижение вперед бывает скачкообразным с возможными откатами назад.Аутистам интересны стереотипные игры в одиночестве. Их речь отличается негибкостью, механистичностью. Одна из ярких характеристик аутичной речи - повторение услышанной где-либо фразы вне связи с реальной ситуацией.