ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ!

Перерегистрация могил началась на одном из крупнейших городских кладбищ - Самосыровском. Ранее эта акция прошла на Арском и Татарском кладбищах Казани.

news_top_970_100

Перерегистрация могил началась на одном из крупнейших городских кладбищ - Самосыровском. Ранее эта акция прошла на Арском и Татарском кладбищах Казани.

Нет, что ни говори, а мысль о наведении должного порядка в деле учета и регистрации мест погребения соотечественников, ушедших, как говорят, в мир иной, витала в воздухе. Вспомните, сколько сплетен на тему двойных, а то и тройных захоронений в одной могиле гуляло по городу. А сколько небылиц рассказано об утраченных «родовых» могилах предков! Поставить крест (естественно, символический) на этой щекотливой теме, а также создать заслон (вполне реальный и надежный) любым попыткам спекуляций на людской памяти и вознамерилось руководство коммунального предприятия «Ритуал».

- Наша акция не носит ни коммерческий, ни рекламный характер, - сказал нашему корреспонденту генеральный директор КП Марат Ишкин. - Главная цель, которую мы ставим перед собой в ходе перерегистрации, - чтобы каждый владелец захоронения, а также его родственники, в том числе даже те, кто никогда не бывал прежде на кладбище, могли безошибочно найти место, где нашел последний приют дорогой для них человек...

Как же проходит перерегистрация и какие документы необходимы для ее прохождения? С этими вопросами мы обратились в администрацию Самосыровского кладбища, где акция только-только набирает обороты.

- Владельцы захоронений должны прийти со своим паспортом, свидетельством о смерти своих родных, покоящихся на нашем кладбище, старым удостоверением владельца захоронения, - сказала приемщица заказов Людмила Матвеева. - Впрочем, мы понимаем, что со времени последней регистрации у кого-то могли пропасть какие-то документы. В этих случаях людям следует лишь доказать, что они имеют отношение к тому или иному захоронению. Бюрократических рогаток мы никому не чиним...

Фойе запрудила приличная очередь.

- Вот, могилу мужа своего дорогого, Александра Петровича, пришла зарегистрировать, - рассказывает одна из посетительниц, Клавдия Фадеева.- Пока ноги ходят. А потом дети и внуки ходить будут. Теперь им будет легче найти могилку: в новом удостоверении не только квадрат обозначен, но и ряд, и даже место!

- А я к маме своей покойной, Марии Васильевне, пришла, на 27-ю аллею, - говорит ветеран труда Александра Яковлева. - Одно плохо - далеко добираться. Транспорт сюда не всегда четко ходит, да и тот чаще коммерческий.

Известно, что на кладбища более или менее регулярно ходят далеко не молодые, равно как и не очень обеспеченные люди. Платить по червонцу за маршрутку они просто не в силах, вот и простаивают подолгу в ожидании «простого» автобуса за пять пятьдесят. Что, впрочем, тоже не всем по карману.

- У нас в некоторые супермаркеты бесплатно людей возят, а на наш маршрут почему-то коммерческие автобусы пускают. Не дело это! - выразил общее настроение по этому поводу один из посетителей, Максуд абый Бикмуллин.

Регистрация между тем идет своим чередом. Люди входят и выходят, идут на свои могилы, возвращаются, получают новые удостоверения. На все про все у каждого уходит не более получаса. А вот эта престарелая женщина, кажется, задержалась на кладбище дольше обычного. И немудрено: у Анны Александровны Осиповой (на снимке) под опекой не одна, а целых три могилы. Причем к моменту регистрации она четко знала месторасположение только двух могил, а где находится третья, запамятовала.

- Спасибо работнику кладбища Ильдару Сунгатуллину, который бродил со мной, старухой, битый час, пока мы не нашли-таки то местечко! - говорит она со слезами на глазах.

Кстати, если кто-то по разным причинам не знает место расположения захоронений своих родных, то и в этом случае ему следует прийти на кладбище. Здесь поднимут архив, назовут вам если не точное место, то хотя бы квадрат, где был когда-то захоронен близкий вам человек. Так что при желании разыскать могилу можно.

Но лучше никогда не забывать, где покоятся самые близкие и дорогие люди.

Владимир МУЗЫЧЕНКО.

news_right_column_240_400