Фарид Мухаметшин: Насколько это возможно, бюджет 2016 года сбалансирован

Законопроект о бюджете Республики Татарстан на 2016 год принят на состоявшемся 17 октября заседании Государственного Совета РТ в первом чтении. 83 депутата высказались «за», один - «против», двое воздержались.

news_top_970_100

Срок внесения поправок в соответствии с Регламентом парламента - до 29 октября. После этого основной финансовый закон республики пройдет процедуру второго и третьего чтений.

В первом чтении Государственный Совет принимает общие показатели республиканского бюджета: размер доходов и расходов, дефицит. Предметом обсуждения является также прогноз социально-экономического развития Татарстана на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики, сообщает отдел по взаимодействию с общественностью и СМИ Госсовета РТ.

В этом году вслед за федеральным законодателем республика принимает бюджет лишь на 2016 год, отказавшись от трехлетнего планирования вследствие высокой волатильности на мировых сырьевых и финансовых рынках. Соответствующий законопроект об особенностях составления и утверждения проекта бюджета Республики Татарстан и проекта бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год также принят на заседании Государственного Совета сразу в трех чтениях. Однако мера эта временная. Принятый законопроект лишь приостанавливает нормы долгосрочного планирования.

С докладами о прогнозных показателях социально-экономического развития и основных параметрах бюджета Татарстана на заседании парламента выступили министр экономики Артем Здунов и министр финансов Радик Гайзатуллин. Положительную оценку основному финансовому закону республики дала Счетная палата.

Прогноз социально-экономического развития Республики Татарстан на 2016 год сверстан исходя из следующих базовых показателей - цена на нефть Urals (мировая) - 60 долларов США за баррель, курс доллара - 56,8 рубля за доллар США, уровень инфляции - 7%.
«Темпы роста мировой экономики замедляются, - подчеркнул министр экономики республики Артем Здунов, представляя прогноз социально-экономического развития Татарстана на 2016 - 2018 годы, - если несколько лет назад они составляли 5%, то по текущему году Международный валютный фонд прогнозирует динамику на уровне 3,1%. В первую очередь в 2015 году наблюдается снижение темпов роста в развивающихся странах, формирующих динамику спроса на углеводородные энергоресурсы».

Факторы снижения российской экономики также оказывают влияние и на экономику Татарстана. Так, динамика валового регионального продукта республики в январе-августе текущего года составила 99,8%. Индекс промышленного производства в январе-сентябре составил 99,5%, при этом в обрабатывающих производствах динамика составила 98%. В основном это связано с сужением спроса как на внутренних, так и на внешних рынках, прежде всего в машиностроении.

В 2016 году, согласно оценке минэкономики, в республике динамика ВРП составит 102,2% к предыдущему году, индекс промышленного производства - 102%, темпы роста сельскохозяйственного производства - порядка 102,3%. Объем инвестиций в основной капитал в 2016 году составит 601,5 млрд рублей. Доля инвестиций в основной капитал в ВРП составит порядка 31%.

Среднегодовые темпы роста заработной платы в 2016 - 2018 годах прогнозируются на уровне 107,4%. При этом, согласно прогнозу, производительность труда будет расти в среднем более высокими темпами - 108,7%.

В целом бюджет республики на 2016 год сверстан по «консервативному сценарию» развития экономики, учитывающему возможные риски на мировых рынках.

Доходы республиканского бюджета на 2016 год определены в сумме 158 883 324,5 тыс. рублей, расходы - 164 716 273,9 тыс. рублей, дефицит - 5 832 949,4 тыс. рублей.

Основные характеристики консолидированного бюджета Республики Татарстан на 2016 год: доходы - 194 366 954,3 тыс. рублей, расходы - 200 199 903,7 тыс. рублей, дефицит бюджета - 5 832 949,4 тыс. рублей.

Наиболее объемными доходными источниками бюджета традиционно являются налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и налог на имущество организаций, составляющие от общей суммы собственных доходов в консолидированном бюджете 74% и в бюджете республики - 80%.

Традиционно большую часть доходной части бюджета республики составляет налог на прибыль (39% от общей суммы налоговых доходов). В 2016 году планируется поступление налога на прибыль в сумме 57,3 млрд рублей. Налог на доходы физических лиц составит 41,5 млрд рублей. Согласно прогнозу минфина в 2016 году в бюджет Республики Татарстан поступит 18,2 млрд рублей акцизов, в том числе акцизы на алкогольную продукцию - 6,6 млрд рублей и акцизы на пиво - 5,4 млрд рублей. Сумма акцизов на нефтепродукты оценивается в размере 6,1 млрд рублей. Сумма налога на имущество организаций в 2016 году прогнозируется в размере 19,7 млрд рублей. Налог на имущество физических лиц, полностью зачисляемый в бюджеты муниципальных образований, в 2016 году оценивается в сумме 776 млн рублей. С этого года налог на имущество физических лиц будет исчисляться исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Поступление транспортного налога в 2016 году оценивается в размере 3,9 млрд рублей. Из федерального бюджета в виде безвозмездных поступлений республика получит 10,7 млрд рублей.

В 2016 году планируется повышение зарплаты бюджетников в рамках реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года на 7% с 1 октября 2016 года, индексация расходов на социальное питание и льготные медикаменты на 7% с 1 января 2016 года, повышение стипендий на 7% с 1 сентября 2016 года, повышение тарифов на коммунальные услуги на 7,5% с 1 июля 2016 года. Остальные расходы остаются на уровне 2015 года.

Значительная часть расходов бюджета традиционно связана с социальной сферой (70% всех расходов консолидированного бюджета). Растут первоочередные и социально значимые расходы.

Если смотреть по разделам, то расходы бюджета в 2016 году составят:

• на общегосударственные вопросы - 10 420,1 млн рублей;
• на национальную оборону - 102,8 млн рублей;
• на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 925,8 млн рублей;
• на национальную экономику - 29 163,6 млн рублей;
• на жилищно-коммунальное хозяйство - 7 335,3 млн рублей;
• на охрану окружающей среды - 274,2 млн рублей;
• на образование - 45 591,3 млн рублей;
• на культуру и кинематографию - 5 149,4 млн рублей;
• на здравоохранение - 27 816,8 млн рублей;
• на социальную политику - 24 965,3 млн рублей;
• на физическую культуру и спорт - 1 590,8 млн рублей;
• на средства массовой информации - 1 180,7 млн рублей;
• на обслуживание государственного и муниципального долга - 100,8 млн рублей;
• на межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований - 10 099,3 млн рублей.

«Год непростой, мы все это прекрасно понимаем, вы можете финансировать только настолько, сколько соберете доходов. А какова сейчас ситуация с финансовой дисциплиной?» - поинтересовался у министра финансов республики заместитель председателя Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев. Радик Гайзатуллин уточнил, что «вопросы в этой части имеются», на сегодняшний день недоимка составляет около 2,5 млрд рублей. «Решаем вопрос в рабочем режиме», - заключил министр финансов республики.

Свою точку зрения по поводу сценариев формирования бюджета высказали депутаты Ирина Бакова, Хафиз Миргалимов, Тахир Хадеев, Рафис Бурганов и другие.

«Параметры бюджета и прогноза социально-экономического развития были внимательно рассмотрены на комитетах Государственного Совета, зональных совещаниях и парламентских слушаниях, - подвел итог широкого обсуждения законопроекта о бюджете председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин. - В целом бюджет, ориентированный на усиление социальной и программной направленности, а также сохранение инвестиционной составляющей, большинством депутатов поддерживается».
«В то же время в ходе обсуждения бюджета и прогноза поступили предложения о выделении средств на ремонт внутрипоселковых и сельских дорог, мостов, расположенных на территории сельских поселений, по ряду социальных вопросов. Все вопросы и предложения отражены в заключении комитета, рекомендациях парламентских слушаний и направлены в правительство республики», - уточнил Леонид Якунин.

«Насколько это возможно, бюджет 2016 года сбалансирован, - высказал свою точку зрения Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин, не исключив того факта, что, возможно, придется возвращаться к основному финансовому закону республики на 2016 год, корректируя его, - и во втором, и в третьем чтении нужно будет обязательно «примерить» законопроект к параметрам принятой Стратегии-2030. Нужно выдержать социальную направленность бюджета. Это главная миссия руководства республики». «Бюджет очень жесткий, на счету каждая копейка», - сказал глава парламента.

Таковы параметры основного финансового закона республики, принятые в первом чтении. Теперь в течение 12 дней до 29 октября парламентарии и обладатели права законодательной инициативы могут внести поправки.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100