Над окрестностями Центра семьи «Казан» прогремел мощными аккордами первый день «СоТворения» по-казански. Этот Международный музыкальный фестиваль стартовал вчера большими открытиями. Китайский крутой рок и нежный звук армянского дудука, индийские мантры и татарские хиты – все это гармонично слилось в единую симфонию праздника. Об этом – в обзоре корреспондента «Казанских ведомостей»
Как Казань вступила в диалог со Вселенной
Перед началом любого хорошего дела и начинания у верующего человека принято обратиться к Богу и попросить у него благословения на это. Так поступили и музыканты коллектива из Индии Rehmat-e-Nusrat, выступавшие в первой тройке исполнителей. Они словно попросили у небес покровительства над казанским фестом «СоТворение». В своих по-восточному протяжных песнях исполнители то уходили в молитвенную экзальтацию, то неистово и незримо били поклоны музыкой Всевышнему, благодаря его за неиссякаемую милость к нам, простым смертным.
Армянский дудук – это наше все
Чем-то неуловимым с индийскими музыкантами в искусстве полета души в небеса объединились и участники коллектива из горной Армении во главе с Дживаном Гаспаряном-младшим. А какой главный и самый знаменитый музыкальный инструмент Армении? Правильно – дудук! Дудук под названием «циранапох» («абрикосовая труба») упоминал еще армянский историк V века Мовсес Хоренаци! О как!
В свою очередь, армянская народная этимология связывает «дудук» с имитацией слогов, произносимых во время игры на инструменте при атаке: ду, фу, туй. Ну, тут можно и поспорить… Ибо более миролюбивой и умиротворяющей музыки, которая льется из этой армянской флейты, назвать сложно. В звуках дудука – и грусть, и тихая печаль от чего-то несбывшегося… Недаром и зрители на концерте мгновенно притихли и так же тихо понеслись по этим накатывающимся волнам звуков, идущих от сердца и инструментов музыкантов. Даже флаг Армении, принесенный кем-то из зрителей на концерт, слегка загрустил и отвечал лишь легким дуновениям ветра.
Рок из Китая смел начисто стереотипы
А дальше грянул он! Рок! В его самом чистом, незамутненном виде. Его выдали на-гора рокеры команды из Поднебесной Drunk band. Харизматичные парни есть и в Китае, девочки! Фестивальная площадка и сама «Чаша» вмиг заполнилась бешеной гитарной энергетикой до самых краев! Жару слаженному ритму рок-н-рольщиков лихо поддавал и их трубач.
Эх, жаль, что такая крутая рок-команда в программе оказалась в числе первых выступавших, да еще в рабочий день пятницы, да еще в непопулярное для концертов дневное время. Даже ведущие концерта, с трудом уговорившие рокменов завершить таки свое выступление и дать место следующим исполнителям, признались: «Конечно, коллективу Drunk band по уму бы надо было предоставить площадку в Казани для их сольного концерта. Но, увы, у нас – регламент выступлений».
Но все же наши китайские товарищи по рок-музыке не сдались и выдали на прощанье эффектный рок-н-рольный вариант русского хита «Выходила на берег Катюша». Публика ответила овациями, а музыканты им – общим поклоном в знак благодарности за столь теплый прием.
Кстати, бравые парни с гитарами – впервые на гастролях в России. Надеемся – не в последний.
Да, кстати, еще вот такая занятная деталь. В Китае к традиционно популярной песне про Катюшу добавилась и огромная армия почитателей российской культовой группы «Кино».
«Гитар, гитар, гитар…» от архитектора Налича
Как водится на больших концертах под открытым небом, наиболее интересная часть программы традиционно – вечерняя. Вот и вышедший на сцену после 18 часов Петр Налич со своим коллективом ожидания зрителей оправдал сполна. Его музыка – это такое разливанное море сплошных положительных эмоций. Ты весело качаешь головой в такт его песен, улыбаешься, не зная чему и временами даже хочется потанцевать.
Конечно, в программе прозвучал его любимейший хит «Гитар», который можно слушать бесконечное число раз. В целом, как и обещал Петр Налич во время встречи с журналистами, зритель услышал полный приятностей музыкальный компост – из старенького и новенького. Компост, надо сказать, получился вкусный!
Знакомьтесь: Номфуси «Взрыв энергии»
«Душа». Так переводится с английского языка слово soul. И вот вчера Казань услышала ярчайшее воплощение музыки в стиле афро-соул. Это свои бескрайние эмоции буквально выплеснула со сцены на зрителей исполнительница из ЮАР Номфуси.
Мне довелось с ней пообщаться до концерта во время пресс-конференции. Знаете – такая миловидная, небольшого росточка приятная и скромная девушка, классическое наше представление об африканской женщине. Но то, что я потом увидел на ее вечернем выступлении, повергло просто в крайне приятный, но эмоциональный шок.
Да-да, я сразу вспомнил ее слова на брифинге, что самое главное в ее песнях – эмоции. Но что они будут такими! И настолько яркими! Номфуси на сцене из хрупкой девушки превратилась в изумительную королевну соул-музыки.
Делая руками характерные африканские пассы в такт музыке, она словно помогала напитаться каждому зрителю жаркой энергетикой ее страны. Это была полная виктория Номфуси над покоренным и очарованным зрителем. Победа сердца над разумом. Душа – в каждом такте, жизнь - в каждом вздохе.
Номфуси Готьяна (таково ее полное имя) – постоянный участник различных международных фестивалей. Ее выступления описаны местными и зарубежными критиками как «абсолютное буйство, которое приятно смотреть и слышать». А еще – «освежающий взрыв энергии». Такой взрыв в мирных целях состоялся вчера и на первом дне казанского фестиваля «СоТворение».
Маг русской балалайки
А вслед за магией Африки на сцену поднялся наш маг, российский. Но знают его во всем мире, потому что зовут этого музыканта Алексей Архиповский. И инструмент у него самый что ни на есть российский, еще точнее сказать – русский: балалайка. Но ребята, что он делает с ним! Смотришь на его пальцы, бегающие по грифу этого, казалось бы, простенького инструмента и не понимаешь: как можно извлекать из него такое разнообразие звуков, тембров, оттенков и…страсти!
По оценке музыкальных критиков у балалаечника-виртуоза Алексея Архиповского - уникальное владение техникой игры флажолетами, применение многих приемов как тремоло, дробь и пиццикато не в академическом виде, а со смешением со старой школой и собственными методиками. В начале нулевых Архиповский начал задумываться об усилении звучности инструмента. Он обратился к знакомым гитаристам и позаимствовал у них такой способ улучшения акустики, как применение электронных усилителей с подключением проводов к корпусу инструмента. Его можно назвать отцом электробалалайки, хотя сам он не любит такую формулировку и старается подавить искусственное звучание.
А что же за инструмент в руках у этого гения-виртуоза? С середины 2017 года музыкант играет на балалайке 1915 года выпуска, которую сделал незадолго до смерти «русский Страдивари» Семен Иванович Налимов в селе Марьино, где они с Андреевым готовились создать «Великорусский Оркестр». Дека сделана из елки, панцирь покрыт лаком, сделанным по утерянной методике.
Но никакая методика, конечно, не может сделать обычного музыканта гением. А Алексей Архиповский может передать своей балалайкой, пусть и необычной, все звуки. И не только музыки, но и своей души, своего сердца. Вот и на концерте в Казани темой одной из его композиций стали звуки этого самого важного органа человека. Тревожные звуки сердца – то нарастающие, то затихающие, то вдруг переходящие в такой же тревожный звук лопастей летящего тяжелого вертолета… Как это возможно? Непонятно… Но понятно зрителю. Во время этого удивительного и потрясающего выступления Алексей Архиповского зрители вновь затихли и… моментально обросли телефонами в руках, снимающих это чудо.
Вот таким он стал, первый день Международного фестиваля «СоТворение», проходящего сейчас в Казани. Чудо. Душа. И сердце. И эмоции – которые навсегда останутся у каждого, побывавшего на празднике настоящей живой музыки.