Шестидесятые-семидесятые прошлого века - годы становления Татарской АССР. Сегодняшняя промышленность, энергетика, инфраструктура и нефтехимическая отрасль всего Татарстана построена именно в те годы, когда Фикрят Табеев был первым секретарем обкома КПСС.
Когда-то совсем юный Фикрят Табеев, парнишка из российской глубинки - деревни Азеево, приехал в Казань поступать в институт и добился своего.
-До сих пор перед глазами стоит картинка, как меня всей деревней провожали, - вспоминает Табеев. - Время было послевоенное, трудное, но кто рубашку дал, кто брюки. Помню, подарили даже итальянские ботинки. Такие же сейчас молодежь носит: длинные, с загнутыми носами. Надо мной вся Казань смеялась, когда я расхаживал по городу в этих ботинках, да еще в военном галифе и кителе.
Но вскоре Фикрята Табеева зауважали. Он оказался талантливым и трудолюбивым студентом. Его усилия были вознаграждены Сталинской стипендией, которую до него получал только один человек среди трех тысяч студентов Казанского университета.
Кстати, эту свою первую стипендию в семьсот восемьдесят рублей, казавшуюся целым состоянием, Фикрят потратил с щедростью.
-Я поехал на Чеховский рынок, купил десять гусей и накормил ими всю улицу. Это был настоящий праздник, - с улыбкой вспоминает он.
Вскоре Фикрята Табеева назначили председателем профкома университета. В двадцать четыре года он уже стал доцентом Казанского университета.
Из деревенского парня Фикрят Табеев быстро превратился в перспективного руководителя, а позже стал управлять целым регионом.
Многим запомнился первый приезд в Казань генерального секретаря Хрущева в 1964 году. Гостеприимные и радушные казанцы высыпали встречать его на улицу. Руководителю страны показали не только парадную сторону города. Вниманию Хрущева предстала историческая часть Казани. Татарская слобода со всеми своими трущобами и бараками, которые уже тогда находились в аварийном состоянии, непригодном для жизни.
Табеев и сам вместе с женой Диной Мухамедовной и двумя сыновьями жил в одном из таких старых домов на шесть квартир на Большой Красной, построенном еще во время войны немецкими военнопленными. Он не понаслышке знал, каково ждать и бояться, что начнут сыпаться потолок и рушиться прогнившие стены. Поэтому и повел руководителя страны по трущобам. Увидев все своими глазами, Хрущев не выдержал, воскликнул: «Приведите Казань в порядок! Нужно ломать старье!»
-Да, в ту эпоху центр общественной и политической жизни республики из Казани переместился в Закамский регион. Строительство КАМАЗа, «Нижнекамскнефтехима», Нижнекамской ГРЭС, добыча нефти - на этом фоне чувствовалось, конечно, что Казань без внимания осталась, - признается сейчас Табеев,- но она не была пасынком.
- И мы начали сносить старые, разваливающиеся, опасные для жизни дома, - рассказывает Фикрят Табеев. - Хорошела столица Татарстана. Возводились цирк, Дворец спорта, Дворец культуры, возводились жилые кварталы. Никогда не пустовали зрительные залы шести театров Казани. Сейчас, когда уже Татарстан имеет огромный бюджет за счет Нижней Камы, за счет автомобильного завода, за счет нефти, настала пора обновить Казань. И это успешно получается, я очень доволен. Мой любимый мэр Камиль Исхаков завершает начатое когда-то мною. Его ругают, а он продолжает делать большое дело для республики. Переселяет людей из домов с прогнившими стенами и проржавевшими трубами, которые не подлежат восстановлению, в новое современное комфортабельное жилье. Уверен, что многие казанцы, уже переехавшие из развалин в большие, светлые квартиры, благодарны своему мэру за это.
А мэр города действительно много внимания уделяет Казани. Камиль Исхаков очень талантливый человек. Наверняка ему многие завидуют. Во многом он похож на меня. Он, как и я, учился в КГУ. Я был сталинским стипендиатом, а он ленинским. Он, как и я, до самозабвения любит Казань и всегда доводит начатое до конца.
Камиль всегда был трудоспособным и сейчас очень много работает. Это же его заслуга, что он пригласил художников для росписи в мечети, когда можно было кирпичную кладку сделать. В этом тоже проявляется его любовь к городу и казанцам, к нам всем. Но никто даже доброго слова не сказал. Лично я очень высоко ценю его за все, что он делает для Казани.
Поэтому я обязательно приеду в родной город на тысячелетие и пожму ему руку за все, что он сделал для него. Ведь Казань - это не только столица моей родной республики, это моя душа, моя Родина, - сказал Фикрят Табеев.
Шамиль Садыков
(ТРК «Казань»)